Ольга Кравченко
Кружок «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Умелые ручки»
Пояснительная записка.
Актуальность
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Публикация «Кружок „Умелые ручки“» размещена в разделах
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Для развития у детей мелкой моторики, речевых навыков, творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия организована работа кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Умелые ручки».
Цель:
• Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, аппликации, художественном труде.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
• Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Задачи:
• Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы;
• Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
• Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
• Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место;
• Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
• Развивать эстетическое восприятие;
• Воспитывать самостоятельность;
• Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях;
• Закреплять умение использовать разную по фактуре бумагу;
• Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги;
• Формировать умение использовать образец;
• Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры;
• Развивать фантазию, воображение;
• Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Основные методы работы:
• Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
• Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
• Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы работы с детьми: специально организованная деятельность; беседы, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционной аппликации.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, Направлена на реализацию задач художественно – творческого развития детей.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 11 человек 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут
Используемый материал: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки, пуговицы, бусины, бисер, ткань.
Срок реализации: 1 год.
Предполагаемый результат:
• Дети освоят правила безопасности во время работы.
• Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
• Освоят разные техники аппликации.
• У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Возрастные особенности воспитанников.
Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т. д. К использованию образцов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием “половина предмета” дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия Тема Цель Используемый материал
№1
04.09 «Кленовый лист» (мозайка из бумаги) обучение создавать образ из кусочков бумаги, подбирая цветовую гамму. Наглядный материал: альбом с изображением деревьев, макет осеннего леса.
Раздаточный материал: лист бумаги размером А5,цветная бумага, клей, ножницы, клеенка, салфетка.
№2
18.09 «Улетают птицы» (оригами) обучение детей создавать поделку из базовой формы «треугольник» Наглядный материал: иллюстрации с изображением перелетных птиц.
Раздаточный материал:
лист бумаги (картона) размером А5, лист бумаги формы «треугольник», клей, салфетка, клеенка.
№3
02.10 «Петрушка на арене цирка»
(аппликация из ткани).
закрепление умения детей вырезать овальную форму и составлять из отдельных предметов игрушку. Наглядный материал: игрушка «Петрушка».
Раздаточный материал:
лист бумаги (картона) размером А5, кусочки ткани, цветная бумага, клей, ножницы, клеенка, салфетка.
№4
16.10 «Овечка»
(объемная аппликация) формирование умения сминания целого листа бумаги или ее части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка Наглядный материал: иллюстрация с изображением овцы.
Раздаточный материал: картон с изображением овцы, ножницы, клей, бумажные салфетки белого и желтого цветов, клеенка, салфетка.
№5
06.11 «Флаг»
(мозайка из бумаги) обучение создавать образ из кусочков бумаги Наглядный материал: изображение флага России.
Раздаточный материал: лист бумаги размером А5,цветная бумага, клей, ножницы, клеенка, салфетка.
№6
20.11 «Щенок» (оригами) обучение детей создавать поделку из базовой формы «квадрат» Наглядный материал: иллюстрации с изображением собаки.
Раздаточный материал:
лист бумаги (картона) размером А5, лист бумаги формы «квадрат», клей, салфетка, клеенка.
№7
04.12 «В гостях у мамы-кошки» (аппликация из ниток, методом наклеивания силуэта мелко нарезанными нитями).
обучение создавать образ животного при помощи мелко нарезанных нитей, передавая эффект «пушистой шерсти». Наглядный материал: игрушка котенок
Раздаточный материал: шаблоны котят из картона, ножницы, нити, клей, клеенка, салфетка.
№8
18.12 «Ёлочка»
(аппликация «ладошки», коллективная работа) Обучение детей работать в группе. Наглядный материал: изображение новогодней ели.
Раздаточный материал: Цветная бумага зелёного цвета, ножницы, клей, салфетка, простой карандаш, ватман, элементы декора.
№9
15.01 «Снежинка»
(аппликация из природного материала) обучение детей создавать образцы из природного материала, закрепление умения детей в наклеивании семян на плоскости, используя прием вдавливания в пластилин. Наглядный материал: иллюстрации с изображением зимы, снежинок.
Раздаточный материал: лист картона размером А5, пластилин, различные семена, салфетка.
№10
29.01 «Ёлочка – пушистая иголочка»
(аппликация из ниток, методом наклеивания силуэта мелко нарезанными нитями). обучение создавать заданный образ при помощи мелко нарезанных нитей. Наглядный материал: иллюстрация ели.
Раздаточный материал: шаблоны ели из картона, ножницы, нити, клей, клеенка, салфетка.
№11
05.02 «Собачка»
(аппликация, коллективная работа) обучение создавать образ животного при помощи базовой формы «круг»; Обучение детей работать в группе.
Наглядный материал: иллюстрации с изображением собаки.
Раздаточный материал: лист бумаги размером А5,цветная бумага, клей, ножницы, клеенка, салфетка.
№12
19.02 «Снеговик»
(аппликация из не традиционного материала) обучение выполнения аппликации из не традиционного материала (ватные диск). Наглядный материал: иллюстрация с изображением снеговика.
Раздаточный материал: лист картона размером А5,клей, кисточка, краски, салфетки, ватные диски.
№13
04.03 «Мимоза в вазе»
(объёмная аппликация).
формирование умения сминания целого листа бумаги или ее части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием рисунка Наглядный материал: иллюстрация с изображением мимозы.
Раздаточный материал: ножницы, клей, бумажные салфетки желтого цвета, клеенка, салфетка.
№14
18.03 «Цветок»
(техника пластелинография) обучение смешивать цвета пластилиновых мазков; соединять элементы изображения способом примазывания. Наглядный материал: иллюстрации с изображением цветов.
Раздаточный материал: пластилин, стек, доска, салфетка, картонная форма цветка.
№15
01.04 «Цыпленок»
(аппликация из не традиционного материала) обучение выполнения аппликации из не традиционного материала (ватные диск). Наглядный материал: иллюстрация с изображением цыпленка.
Раздаточный материал: лист картона размером А5,клей, кисточка, краски, салфетки, ватные диски.
№16
15.04 «Пасхальное яичко»
(техника пластинография) обучение смешивать цвета пластилиновых мазков; соединять элементы изображения способом примазывания. Наглядный материал: иллюстрации с изображением расписных яиц.
Раздаточный материал: пластилин, стек, доска, салфетка, картонная форма яйца.
№17
06.05 «День победы»
(объемна аппликация) формирование умения сминания целого листа бумаги или ее части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием рисунка Наглядный материал: беседа с детьми о войне. Иллюстрация с изображением детских работ к празднику «День победы» .
Раздаточный материал: ножницы, клей, бумажные салфетки желтого, красного, белого цвета, цветная зеленая бумага клеенка, салфетка.
№18
20.05 «Яблони в цвету»
(аппликация из ниток).
обучение детей работать с тканью и нитками. Наглядный материал: иллюстрации с изображением цветущей яблони.
Раздаточный материал: лист картона размером А5, шаблоны деревьев, нити, клей, ножницы, салфетка, фломастеры, карандаши.
Методические пособия и используемая литература:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография, Скрипторий, 2013.
2. Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек, АСТ, 2011.
3. Лыкова И. А. Ах, белый пароход, Издательский дом КАРАПУЗ, 2010.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2010.
5. Детский журнал «Сказка на ночь» .ok.ru/zaykinaskazka