Киреева Наталья
Дополнительная образовательная программа по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста «Минутка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Направленность программы.
Дополнительная образовательная программа "Минутка" составлена на один год обучения и рассчитана на детей 6-7 лет. Направленность программы заключается в информации о времени у детей,что даст возможность ребенку видеть единство временно-пространственных отношений.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста „Минутка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Дополнительная образовательная программа "Минутка" составлена на основе "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста" Т. Д. Рихтерман.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна программы состоит в том, что она предусматривает использование занимательных приёмов, поисковых вопросов, работы с наглядностью в использовании развивающих и здоровьесберегающих технологий в процессе формирования представлений о времени у детей подготовительной группы.
Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени, менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени, и актуальность программы в данном направлении бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность, точность, умение планировать свою деятельность. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе и в повседневной жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что игровая форма проведения занятий способствует более эффективно знакомить дошкольников с эталонами времени, которые являются особенно трудными для детского восприятия.
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности, так как все задачи решаются методом усвоения материала "от простого к сложному", в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности, потому что предлагаемый материал прост в изложении и понимании его дошкольниками.
3. Принцип наглядности предполагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий.
4. принцип индивидуализации учитывает психологические особенности дошкольников.
5. принцип результативности обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения;
Цель программы :
Использование игр и игровых упражнений для создания условий по формированию у детей подготовительной группы представлений о времени и временных эталонах.
Задачи программы :
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря.
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных эталонах (секунда, минута, час).
- познакомить детей с различными видами часовых механизмов.
- учить детей определять время по часам, ориентироваться на часовом циферблате.
- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Развивающие:
-развивать чувство времени, умение ориентироваться во времени, соотнося свою деятельность с определенным временным отрезком и более рационально его использовать.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные эталоны (минута, секунда, час)
Воспитывающие:
Воспитывать желание «беречь» время.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является её практическая значимость. В процессе реализации программы у детей формируется :
умение распознавать понятие " время";
вербальное обозначение характеристики времени;
владение умениями измерять и сравнивать отрезки времени;
развитие чувства времени в разных видах деятельности;
умение планировать и соотносить свои действия во времени;
способность анализировать единые временные отношения.
Материал для каждого ребенка подбирается с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность образовательного процесса-28 недель. Программа рассчитана на проведение занятия 1 раз в неделю по 30 минут во вторую половину дня. Общая продолжительность обучения 28 занятий в год
Формы и режим занятий
Организационные формы обучения-групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Формы занятий :
-изучение основ теоретических знаний в игровой форме;
-практические занятия в игровой форме.
Структура занятия
На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени : накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.
Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия “ время” - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас” становится результатом материала:
- единицы измерения времени : основные (сутки, неделя, месяц, год, производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени : текучесть, непрерывность и необратимость;
- приборы для измерения времени : часы (песочные, механические, электронные);
- периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни;
- свойства времени - для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость.
Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала.
Основным методом работы является включение в занятия игровых упражнений – это тип упражнений, построенный на основе использования игры как одного из эффективных видов деятельности и средств обучения детей дошкольного возраста. Игровые упражнения наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица “героя”, мнимую, воображаемую ситуацию. Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы "Минутка" дети овладевают различными умениями и навыками. По итогам года обучения воспитанники будут
Знать элементарные представления о времени :его текучести,периодичности,необратимости. Уметь пользоваться в речи понятиями:"сначала","потом","до","после","раньше","позже","в одно и то же время".Развивать "чувство времени",умеют беречь время,регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1минута,10 минут,1час).Уметь определять время по часам с точностью до 1 часа.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Отслеживание уровня сформированности временных представлений детей проводится с помощью диагностики. Педагогическая диагностика результатов освоения программы дополнительного образования проводится в ходе наблюдений за детьми в специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Формы подведения итогов реализации программы
Для проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится итоговое занятие.