Елена Борзенко
Кружок качества «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок качества :
«Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ».
Воспитатель: Борзенко Е. И.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения речью. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Публикация «Кружок качества „Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ“» размещена в разделах
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.
Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе.
Речевое развитие :
• овладение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• развитие речевого творчества;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Требования к результатам освоения образовательной программы ДО :
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
• может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• может выделять звуки в словах;
• у ребенка складываются предпосылки грамотности.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.). Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.
Различают четыре вида речевых умений :
1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
2. Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;
4. Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте :
• формирование звуковой культуры, фонематического слуха; развитие лексики; формирование грамматики речи; развитие связной речи дошкольников; обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету;
Методы работы по развитию речи дошкольников :
1. Метод обучения по образцу (имитационный) :
• обучение произношению, интонациям;
• составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть;
• составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение);
2. Метод проблемный:
• вопросы, творческие задания;
• упражнения, дидактические игры и др.
3. Метод коммуникативный:
• беседы (например, как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть);
• создание речевых ситуаций (например, заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослы);
• ролевые игры, экскурсии.
Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы :
От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки. В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Для отработки дикции используются разнообразные упражнения : шутки-чистоговорки; потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).
Приемы работы по развитию звуковой стороны речи:
• Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе) : «Веселый язычок» (пощелкать языком, сделать язык широким – узким и т. п.); «Месим тесто» (улыбнуться, пошлепать языком между губами – "пя-пя-пя-пя-пя", «Чашечка» (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки»; «Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы – зубы сомкнуты); «Лошадка» (вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ "узким" языком, как цокают копытами лошадки); «Пароход гудит» (губы в улыбке, открыть рот, произнести долгое "ы-ы-ы. "); .
• Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»; «Исполни песенку ветра, жука …»;
«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ» :
– «Му – Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка) пищит: большая или маленькая.
-Дидактические игры: «Угадай, кто позвал?» «Телефон», «Гуси-лебеди и волк».
-Чистоговорки: отчётливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) : «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»; «Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; фразы со звуками Ш и Ж: «Ша-ша-ша — мы купаем малыша»; «Жа-жа-жа- мы увидели ежа».
• Скороговорки: «Проворонила ворона вороненка», «Около кола колокола».
• Загадки: «Лежит под крылечком, хвост колечком» и др.
• Пословицы и поговорки: «Без труда не вынешь рыбку из пруда».
• Игры-драматизации: например, перед чтением басни «Квартет» необходимо изобразить персонажей : «проказницу-мартышку», «осла», «козла», «мишку».
• Стихи и считалки.
Слушая стихотворение, дети произносят звукоподражательные слова:
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».
Рекомендуется заучивать с детьми небольшие поэтические тексты.
Необходимо начинать работу не с обучения новым словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту. Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому надо отрабатывать умение употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом.