Приложение МААМ

Кружок качества «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»

Елена Борзенко
Кружок качества «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Кружок качества :

«Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ».

Воспитатель: Борзенко Е. И.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения речью. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Публикация «Кружок качества „Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ“» размещена в разделах

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.

Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе.

Речевое развитие :

• овладение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

развитие речевого творчества;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО :

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;

• может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

• может выделять звуки в словах;

• у ребенка складываются предпосылки грамотности.

В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.). Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

Различают четыре вида речевых умений :

1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;

2. Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);

3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;

4. Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте :

• формирование звуковой культуры, фонематического слуха; развитие лексики; формирование грамматики речи; развитие связной речи дошкольников; обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету;

Методы работы по развитию речи дошкольников :

1. Метод обучения по образцу (имитационный) :

• обучение произношению, интонациям;

• составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть;

• составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение);

2. Метод проблемный:

• вопросы, творческие задания;

• упражнения, дидактические игры и др.

3. Метод коммуникативный:

• беседы (например, как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть);

• создание речевых ситуаций (например, заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослы);

• ролевые игры, экскурсии.

Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы :

От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки. В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Для отработки дикции используются разнообразные упражнения : шутки-чистоговорки; потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).

Приемы работы по развитию звуковой стороны речи:

• Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе) : «Веселый язычок» (пощелкать языком, сделать язык широким – узким и т. п.); «Месим тесто» (улыбнуться, пошлепать языком между губами – "пя-пя-пя-пя-пя", «Чашечка» (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки»; «Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы – зубы сомкнуты); «Лошадка» (вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ "узким" языком, как цокают копытами лошадки); «Пароход гудит» (губы в улыбке, открыть рот, произнести долгое "ы-ы-ы. "); .

Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»; «Исполни песенку ветра, жука …»;

«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ» :

«Му – Му –у» – кто это мычит?

«Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

«Ко-ко-ко» – кто теперь?

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка) пищит: большая или маленькая.

-Дидактические игры: «Угадай, кто позвал?» «Телефон», «Гуси-лебеди и волк».

-Чистоговорки: отчётливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) : «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»; «Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; фразы со звуками Ш и Ж: «Ша-ша-ша — мы купаем малыша»; «Жа-жа-жа- мы увидели ежа».

Скороговорки: «Проворонила ворона вороненка», «Около кола колокола».

Загадки: «Лежит под крылечком, хвост колечком» и др.

Пословицы и поговорки: «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

Игры-драматизации: например, перед чтением басни «Квартет» необходимо изобразить персонажей : «проказницу-мартышку», «осла», «козла», «мишку».

• Стихи и считалки.

Слушая стихотворение, дети произносят звукоподражательные слова:

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Рекомендуется заучивать с детьми небольшие поэтические тексты.

Необходимо начинать работу не с обучения новым словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту. Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому надо отрабатывать умение употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до Основная цель в Образовательной области "Развитие речи"- обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания,.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения.

«Речевое развитие в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: воспитатель Бравко В. В. В ходе непосредственно образовательной деятельности, вслушиваясь в речь детей своей группы, мною было.

Организационный раздел рабочей программы музыкального руководителя. Структура реализации образовательной программы 3. Организационный раздел рабочей программы. 3.1. Структура реализации образовательной деятельности Музыкальное воспитание детей дошкольного.

Карта анализа оценки качества основной образовательной программы ДОУ Карта анализа оценки качества основной образовательной программы МКДОУ Тесинский детский сад Выводы: Анализ качества основной образовательной.

Мастер-класс «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ» «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотела бы представить.

Мониторинг качества освоения образовательной программы в средней группе Мониторинг качества освоения образовательной программы в средней группе (4-5 лет) Обоснование: Цель мониторинга – изучить процесс достижения.

Педагогический совет «Речевое развитие в условиях ДОУ» Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ» Ход педагогического совета. 1. Итоги тематической проверки.

Развитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС доРазвитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС до В обычной жизни мы не говорим отдельными словами и даже отдельными предложениями. В основном пользуемся так называемой связной речью, объединяющий.

Ресурсный центр системы оценки качества дошкольного образования условиях реализации ФГОС ДО I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок качества «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 10:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок качества «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Борзенко (УИ 1011040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД