Наталия Куликова
Кружок художественной направленности «Самоделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сергиево Посадский округ
МБОУ «СОШ 2 дошкольное отделение 2»
Программа кружка
художественной направленности
«Самоделкины»
Составила
Воспитатель Куликова Н. С.
Сергиев Посад
2024
Содержание
Пояснительная записка
1.1 Направленность работы
1.2 Актуальность
1.3 Цель и задачи
1.4 Срок и режим реализации плана работы
1.5 Структура организации образовательных мероприятий
1.6 Ожидаемые результаты
1.7 Формы подведения итогов по реализации плана работы
1.8 Работа с родителями
Публикация «Кружок художественной направленности „Самоделки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
2. Содержание плана работы кружка
2.1 Календарно-тематическое планирование
2.2 Контроль и учёт результатов освоения кружковой работы
Список литературы
Приложения
Творчество – особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм)
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться). Природный и бросовый материалы интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, мелкую моторику.
Работа с бросовым материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок – труд кропотливый, увлекательный и очень интересный. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бросового и природного материала. Рука ребенка приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь. Желательно использовать разнообразные виды коллективных работ для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Результаты своего труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую поделку они берутся все с большим эмоциональным подъемом.
При правильной организации воспитательно-образовательного процесса, работа с природным и бросовым материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
1.1Направленность работы
Программа направлена на формирование навыков работы с природными и бросовыми материалами детей дошкольного возраста в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к искусству.
Программа кружка ставит перед собой задачи не только формировать эсте-тический и художественный вкус; обучить детей безопасным приёмам рабо-ты с различными инструментами, но и развивать образное мышление, твор-ческие способности, творческую активность и воображение у воспитанников. Педагогическая целесообразность обусловлена оптимальным сочетанием традиционных и инновационных подходов к обучению детей, стимулирующих потенциальные возможности детской фантазии.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- Вариативность обучения с учетом возраста;
- Использование заданий развивающего характера;
- Возможность реализовать себя детям разных способностей.
1.2 Актуальность
Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка через реализацию его потенциальных возможностей.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию, воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром, вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно относится к предметам, сделанным своими руками. Занимательность работы по изготовлению игрушек способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Труд по изготовлению игрушек из природного и бросового материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Постепенно у него формируются такие качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
1.3Цель и задачи программы кружка
Цель:
Создание благоприятных условий для развития у детей творческих способностей через использование природного и бросового материала в продуктивной деятельности. Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Задачи:
Обучающие:
Обучать способам конструирования из природного и бросового материала,
поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
Обучать умению ориентироваться на листе бумаги, картона;
Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
Развивающие:
Развивать умение создавать конструкцию по образцу, словесной инструкции.
Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, эстетический вкус.
Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Воспитательные:
Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Воспитывать умение доводить начатое дело до завершения.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках темы, а также в обосновании того, что использование природного и бросового материала в продуктивной деятельности имеет большое значение для развития предпосылок творческого развития детей.
1.4 Срок и режим реализации плана работы
Количество занятий в год- 32
Возраст детей в реализации программы от 4 до 6 лет.
Режим проведения.
Занятие проводится во второй половине дня один раз в неделю,
длительностью 25 – 30мин.
1.5 Структура организации образовательных мероприятий
Работа над планом кружка строится в три этапа:
1 этап – подготовительный
Постановка цели и задач, содержания кружка.
Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации программы кружка.
Организация игрового взаимодействия.
Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей выявление интереса и уровня знаний детей по теме кружка.
Согласование с родителями.
2 этап - практический
Выполнение задач кружка через практическую деятельность детей и родителей.
3 этап – заключительный
Обобщение результатов работы, их анализ, на основе мониторинга полученных знаний, умений, навыков. Формулировка выводов.
При организации кружковой деятельности планируется использовать следующие методы:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Структура построения занятия.
Вводная часть.
Знакомство детей с разнообразием природного материала и его сбором.
Основная часть.
1. Теоретический раздел:
Рассказ о технике и особенности декоративно – прикладного искусства;
история происхождения видов искусства;
показ иллюстраций и объяснение педагога.
2. Практический раздел:
Показ образца поделки педагогом;
изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога.
3. Заключительная часть.
Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы : стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
1.6 Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы кружка его участники смогут:
Повысить уровень:
познавательной заинтересованности,
художественно - творческого развития;
формирующиеся задатки творческих способностей.
Расширить представления о некоторых природных и бросовых материалах и их свойствах;
Научиться взаимодействовать в продуктивных видах деятельности с взрослыми (родители, педагоги).
Практическая значимость результатов кружка заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по формированию художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования природного и бросового материала в продуктивной деятельности.
1.7 Формы подведения итогов по реализации плана работы
В ходе реализации программы кружка планируются следующие практические выходы:
Ознакомление родителей с содержанием программы кружка в дистанционном режиме.
Выставки детских поделок в группе.
Участие в конкурсах ДОУ, интернет ресурсах.
Мастер-класс для педагогов детского сада по реализации кружка.
Отчет педагога о реализации программы кружка
(презентация и выставка детских работ)
2.1. Календарно-тематическое планирование работы с детьми
на 2024- 2025 учебный год
1.8 Работа с родителями
При организации взаимодействия с семьями воспитанников планируется использовать следующие формы работы:
Повысить компетентность в вопросах использования природного и бросового материала в продуктивной деятельности;
Проявить готовность к творческому сотрудничеству с ДОУ, через эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
Рекомендации, консультации для родителей через индивидуальные беседы, советы.
Консультация для родителей «Как развить творческие способности у детей 4-6лет», «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом», «Мастерим вместе с детьми».
Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.
Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Мы умеем мастерить».
Список литературы
Гайдаенко Е. А «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
Давыдова Г. Н «Детский дизайн» (поделки из бросового материала) «Скриптория» 2006г.
Куцакова Л. В. «Творим и мастерим» «Мозаика-Синтез»2007г.
Новикова И. В. «Аппликация из природного материала» «Академия развития»2007г.
Цамутани Е. Е. «100 поделок из ничего» «Академия развития»2000г.
Календарно-тематическое планирование
Неделя Название творческой работы Цель
1 неделя октября Вводное Знакомство с разными материалами
2 неделя октября Аппликация «Павлин» Учить составлять композицию из листьев
3 неделя октября Сова из шишки Природный материал
4 неделя октября Осьминог из втулки Учить работать с бросовым материалом
5 неделя октября Мороженое из спичечных
коробков Учить работать с коробками
1 неделя ноября Гриб из мятой бумаги Учить сминать бумагу придавая ей форму
2 неделя ноября Зонтик из тарелки Учить соединять детали
3 неделя ноября Аппликация «Ежик» Работа с листьями
4 неделя ноября Лягушка из тарелки Работа с одноразовой посудой
1 неделя декабря Снеговик Учить использовать крышечки от молока для поделки
2 неделя декабря Пингвин из стаканчиков Развивать умение дополнять поделку мелкими деталями
3 неделя декабря Дед мороз из втулки Учить комбинировать материал для поделки
4 неделя декабря Маски из тарелок Развивать фантазию
1 неделя января Аппликация из частей втулок «Снежинка» Учить разрезать втулку на полоски
2 неделя января Аппликация из крышечек «Елочка» Закреплять умение формировать композицию
3 неделя января Мельница из втулки Развивать фантазию
1 неделя февраля Снеговик из мятой бумаги Формировать умение сминать бумагу по нужному размеру
2 неделя февраля Машинка из спичечных коробков Учить соединять коробки
3 неделя февраля Ракета из втулки Учить дополнять поделку деталями
4 неделя февраля Подснежник из ложек Учить работать с одноразовыми ложками
1 неделя марта Цветок для мамы из частей втулки Учить разрезать втулку нужной ширины
2 неделя марта Пчелки из тарелки Развивать творчество
3 неделя марта Петушок из киндера Учить использовать пластилин для соединения деталей
4 неделя марта Веточка с листочками Аппликация из полосок втулки
1 неделя апреля Божья коровка из скорлупы грецкого ореха Работа с природным материалом
2 неделя апреля Стрекоза из палочек для мороженого Закреплять умение работать с бросовым материалом
3 неделя апреля Бабочка из втулки Закрепляем навык дополнять поделку деталями
4 неделя апреля Гусеничка из мятой бумаги Учить формировать бумагу для поделки
1 неделя мая Цыпленок из киндера на травке Умение самостоятельно формировать картинку.
2 неделя мая Карандашница из втулок Формировать умение соединять детали поделки
3 неделя мая По желание Закреплять умение задумывать поделку с использованием разного материала