Байкова Елизавета
Кружок художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности
«ФАНТАЗЕРЫ»
Возраст детей : 6-7 лет
Срок реализации: 2022 – 2023 уч. год
Автор – составитель:
воспитатель 1 кв. категории
Байкова Е. В.
Вязьма
2022г.
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Учебный план…. …. 7
3. Содержание учебного плана…. 8
4. Календарный учебный график…. 12
5. Формы контроля и оценочные материалы…. 15
6. Организационно – педагогические условия реализации программы…. 18
Публикация «Кружок художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы» размещена в разделах
6.1. Материально – технические условия…. 18
6.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение…19
1. Пояснительная записка
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Данная общеразвивающая программа доступна для одаренных детей, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а так же детей с ОВЗ.
Направленность программы : художественно – эстетическая.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилинографии, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции, предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка. Так развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
Данная
Цель программы: формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления. Воспитание всесторонне развитой личности.
Задачи:
Учебные:
• Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
• Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами,например, использование различных материалов с учетом присущих им художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;
Развивающие:
• Знакомить детей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования;
• Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
• Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные:
• Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
• Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Отличительные особенности программы: на занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков детей, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.
Адресат программы: данная программа составлена для работы с детьми в возрасте 6 – 7 лет, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа доступна для одаренных детей, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а так же детям с ОВЗ.
Подготовительный к школе возраст (6 – 7 лет)
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Срок освоения, объем программы, формы и режим занятий
Срок реализации программы определяется содержанием программы и составляет 1 год. Общее количество учебных часов – 36 часов в год. Периодичность занятий составляет 1 час в неделю, с продолжительностью занятия в подготовительный к школе группе 25-30 мин.
Формы работы с детьми:
1. Игры и обыгрывание созданных рукотворных изделий.
2. НОД
3. Индивидуальная работа.
4. Выставки.
5. Участие в конкурсах.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
1. Отбор содержания, доступного детям конкретной возрастной группы.
2. Постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью.
3. Индивидуальный подход к детям.
4. Систематичность.
5. Поощрение инициативного фантазирования.
Планируемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
• освоят правила безопасности во время работы;
• освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации;
• научатся следовать устным инструкциям, создавать художественные изделия;
• смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер.
2. Учебный план.
№
п/п Модули Старший возраст
Теория Практика Всего
1 Нетрадиционные
техники рисования 2 34 36
Длительность одного занятия с детьми старшего возраста 20 – 25 мин, с детьми подготовительного к школе возраста 25 – 30 мин
3. Содержание учебного плана.
Подготовительный к школе возраст.
Нетрадиционные техники рисования.
Тема : «Бабочки» (монотипия).
Программное содержание: познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. Освоение техники монотипия (предметная).
Тема : «Осенний букет» (кляксография).
Программное содержание: познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу. Освоение техники кляксография.
Тема : «Разноцветная радуга».
Программное содержание: учить детей рисовать по мокрому листу; учить передавать композицию в сюжетном рисунке, воспитывать воображение и творчество. Закрепить представление о световом спектре, о последовательности цветов радуги. Совершенствовать технику рисования по сырому.
Тема : «Осенний ковер»(печать листьями).
Программное содержание: познакомить детей с изобразительной техникой – печать листьями. Учить смешивать краску прямо на листьях. Развивать у детей фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук, чувство композиции.
Тема: «Осеннее дерево» (Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия)
Программное содержание: Учить изображать изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево – монотипия, набрызг по трафарету). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
Тема : «Мой маленький друг» (метод «тычка»).
Программное содержание: учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных.
Тема : «Утята на пруду» (метод «тычка»).
Программное содержание: учить рисовать утят, плавающих на воде; совершенствовать технику рисования «тычком». Формировать познавательный интерес к природе.
Тема : «Зайчики» (рисование поролоном).
Программное содержание: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о том, что поздней осенью зайцы меняют летнюю шубку на зимнюю. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования поролоном, формировать умение создавать выразительный образ.
Тема: «Узор на разделочной доске (городецкая роспись)»
Программное содержание: дать представление детям о городецкой росписи, ее колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.
Тема: «Флаг России» (рисование нитками)
Программное содержание: Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране. Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символическом значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.
Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе.
Тема: «Первый снег» (монотипия, рисование пальчиками)
Программное содержание: учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, закрепить умение изображать снег, используя метод рисования пальчиками.
Тема: «Мороженое» (рисование мыльными пузырями)
Программное содержание: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – мыльными пузырями. Тренировать мелкую моторику кистей рук. Развивать умение правильно располагать на листе детали изображения, соблюдать пропорции. Воспитывать аккуратность при рисовании.
Тема : «Елочки в снегу» (тычок жесткой полусухой кистью).
Программное содержание: упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Развивать творческое воображение, интерес к рисованию, аккуратность, воспитывать чувство красоты.
Тема : «Зимние узоры» (кляксография).
Программное содержание: закрепить знания и умения детей в технике кляксография. Развивать чувство композиции, творчество, любознательность.
Тема : «Падающий снег» (оттиск печатками из салфетки).
Программное содержание: закрепить умение рисовать большие и маленькие деревья, изображать снежок с помощью техники печатания или рисования пальчиками; воспитывать художественный вкус.
Тема : «Снеговик» (комкание бумаги).
Программное содержание: закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование.
Тема : «Дед Мороз» (рисование солью).
Программное содержание: закрепить умение рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей. Побуждать к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.
Научить новому приё му оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения.
Тема : «Красивая шубка для Снегурочки»(рисование губкой).
Программное содержание: Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки).
Тема : «Зимний лес».
Программное содержание: Вызвать эмоциональный отклик на произведения живописи, поэзии, передающие красоту зимней природы.
Свободный выбор бумаги различных тонов. Выбор приёмов и средств для изображения снежного покрова на земле (рисование веерной кистью, тампонирование губкой, оттиск смятой бумагой). Печатание поролоном по трафарету группы деревьев (лес); выбор или сочетание способов рисования падающих снежинок (концом кисти, ватными палочками). «Оживление» снежных сугробов блёстками.
Тема: «Необычный букет»
Программное содержание: Познакомить детей с техникой одного мазка. Научить рисовать цветы за один мазок, путем набирание на кисть двух контрастных красок. Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.
4. Календарный учебный график
№ п/п Месяц Тема занятия Кол-во
часов Форма занятия Форма контроля
1 Сентябрь Нетрадиционное рисование
«Бабочки» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
2 Нетрадиционное рисование «Осенний букет»
1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
3 Нетрадиционное рисование
«Разноцветная радуга»
1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Творческое задание
4 Нетрадиционное рисование «Осенний ковер».
1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы.
Наблюдение
5 Октябрь Нетрадиционное рисование
«Осеннее дерево» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
6 Нетрадиционное рисование
«Мой маленький друг». 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
7 Нетрадиционное рисование
«Утята на проду» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
8 Нетрадиционное рисование
«Зайчики» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
9
10 Ноябрь Нетрадиционное рисование
«Узор на разделочной доске» (городецкая роспись) 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
11 Нетрадиционное рисование
«Флаг России». 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
12 Нетрадиционное рисование
«Первый снег» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
13 Нетрадиционное рисование
«Мороженое» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
14 Декабрь Нетрадиционное рисование
«Елочки в снегу» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
15 Нетрадиционное рисование
«Зимние узоры» 1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
16 Нетрадиционное рисование
«Падающий снег».
1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
17 Нетрадиционное рисование
«Снеговик» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
Нетрадиционное рисование
«Дед Мороз».
1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Творческое задание
18 Январь Нетрадиционное рисование
«Красивая шубка для Снегурочки»
1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Творческое задание
19 Нетрадиционное рисование
«Зимний лес»
(планируется 2 занятия) 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы.
Творческое задание
20 1 Творческое задание
21 Февраль Нетрадиционное рисование
«Звездное небо» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
22 Нетрадиционное рисование
«Пингвины на льдинах»
1 занятие 1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Творческое задание
23 Нетрадиционное рисование
«Пингвины на льдинах»
2 занятие 1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Творческое задание
24 Пластилинография
«Медаль для папы» 1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
25 Март «Вот тебе, родная, в
твой денёк — аленький цветочек-огонёк!»
(коллективная работа) 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
26 Пластилинография «Подснежники» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
27 Нетрадиционное рисование
«Необычный букет» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
28 Пластилинография «Веточка вербы» 1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
29 Апрель Нетрадиционное рисование
«Космос»или «Звездное небо» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
30 Нетрадиционное рисование
«Бабочки» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
31 Нетрадиционное рисование
«Весеннее дерево» 1 Объяснение. Показ. работа по образцу. Наблюдение
32 Нетрадиционное рисование солью «Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос)»
1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
33 Май Нетрадиционное рисование солью и краской
«Праздничный салют»
1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
34 Нетрадиционное рисование
«Ежата на поляне» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
35 Нетрадиционное рисование
«Как я люблю одуванчики» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
36 Нетрадиционное рисование солью по мокрой краске
«Соленое море» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
программы
6.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение
1. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир/Москва, Чистые пруды, 2009
2. Интернет – ресурсы: Maam.ru, nsportal.ru
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
4. Комарова Т. М. Цвет в детском изобразительном творчестве/Москва, ООО «Сфера», 2005
5. Комплект словарей и энциклопедий по искусству.
6. Комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа/Москва, изд. дом «Цветной мир», 2019
7. Наглядные пособия.
8. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Москва, ТЦ Сфера, 2005.
9. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/С. Петербург: «КАРО», 2007
10. Саллинен Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы/СПб, КАРО, 2010