Катя Кучеренко
Кружок для детей средней группы 4–5 лет «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Публикация «Кружок для детей средней группы 4–5 лет „Волшебная бумага“» размещена в разделах
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ; базовыми формами оригами;
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Обучать различным приемам работы с бумагой;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству оригами;
Расширять коммуникативные способности детей;
Способствовать созданию игровых ситуаций;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Особенности организации НОД: Занятия кружка проводятся по подгруппам 4 раза в месяц, во вторую половину дня, по 20 – 25 мин
Методические приемы:
• Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
• Показ видео и мультимедийных материалов;
• Рассматривание иллюстраций;
• Показ образца выполнения последовательности работы;
Методика работы с детьми строятся на следующих принципах:
• Отбор содержания доступного детям 4 – 5 лет;
• Постепенного усложнения программного содержания, методов и приемов руководства детской деятельностью;
• Индивидуального подхода к детям.
Форма работы: тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты:
• Научатся различным приемам работы с бумагой;
• Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
• Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
• Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
• Познакомятся с искусством оригами.
Отчет о работе кружка «Волшебная бумага»
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
В своей группе я занимаюсь с детьми "Оригами" - это искусство складывания бумаги. Работа кружка «Волшебная бумага», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-оздоровительного процесса в нашей группе.
В начале года я выявила, умеют ли дети работать с бумагой, правильно держать ножницы. На основе полученных данных составила план на весь учебный год со следующими задачами:
• развитие мелкой моторики;
• формирование художественного вкуса;
• углубить интерес к оригами;
• формированию практических трудовых навыков;
• воспитание творческой активности;
• развитие глазомера.
Мною составлен перспективный план работы с использованием методического пособия «Простейшие модели оригами» Е. Черенкова. Работу
кружка проводила 1раз в неделю, во 2-у половину дня. В зависимости от поставленных задач использовала различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. В начале работы кружка приходилось работать с каждым ребенком индивидуально. Особое внимание уделяла освещенности помещения, знакомила детей с правилами безопасности труда.
Систематическая работа кружка положительно сказалась на формировании взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляло им радость, было полезно и увлекательно для дошкольников.
Оригами требует участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях право - лево, верх - низ. Обучение показывает эффективность данного труда, кисти пальцев становятся более ловкими, точными.
Таким образом, подводя итог работы кружка за отчетный период, я могу утверждать, что благодаря оригами у детей сформировались такие качества как:
• точность;
• согласованность движений кистей рук;
• ловкость движений пальцев;
• аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы в дальнейшем для успешного обучения письму.
• Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным объяснением (приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (выполнение работы).
Дети быстро освоили:
количественный счёт (сначала вместе с воспитателем, потом самостоятельно, от правильного или неправильного счёта зависит конечный результат, например, поделка из нескольких квадратов); метод раздачи квадратов воспитателем, когда он специально ошибается в количестве;
величину (большой - средний - маленький квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);
геометрические фигуры. Вся программа построена на освоении геометрических фигур, преобразовании одних в другие, прибавляется творческий порыв детей, стремление очеловечить предметы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о большой значимости искусства оригами для развития детей, так как нет ни одной сферы развития личности, на которую бы оно не воздействовало. Я считаю, что заниматься оригами очень полезно для детей.
Так же мною осуществлялась большая работа с родителями в данном направлении: проводились необходимые консультации и ознакомительные беседы об искусстве оригами, осваивались практические приёмы, сопровождавшиеся наглядным показом.