Ирина Байкина
Проект «Волшебная песочница» для детей средней группы в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Волшебная песочница»
Для детей средней группы в период адаптации
Проект составила воспитатель МБДОУ «Росинка» Байкина И. А.
г. Шарыпово 2014г.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта :
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Публикация «Проект „Волшебная песочница“ для детей средней группы в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочнойтерапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. Предлагаемый проект позволит стабилизировать эмоциональное состояние детей, поможет преодолеть страх и неуверенность, снять эмоциональное напряжение. Так как моральное и психологическое благополучие ребенка, играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формированию сферы его интересов, общения, самооценки.
Цель проекта : Создание условий для эмоционального комфорта детей
Для достижения цели выделила следующие задачи:
Задачи для детей :
-Помочь решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы с помощью песочной игры.
-Развивать игровые, познавательные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей
-познакомить детей с различными свойствами песка;
-активизировать речь детей;
-воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
-познакомить с правилами безопасности при играх с песком.
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагогов
-Обзор методической литературы и дидактических пособий
-Создание картотеки игр в песочнице
-Подбор детской художественной литературы
-Создать условия для проведения игр с песком
-Создание мини-музея песка
Ожидаемый результат.
Создать атмосферу эмоционального благополучия в группе. Наладить доверительные отношения с детьми.
Формирование игровых навыков
Обогащение родительского опыта
Длительность проекта : 3 месяца
Участники проекта :
Воспитатели группы Байкина И. А. Терентьева Т. И.
Дети средней группы
Родители и другие члены семьи
Материально-техническое обеспечение:
Деревянный ящик размером 50x70x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть с подсветкой.
Чистый просеянный песок. Он должен быть крупным или мелким
«Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх; дидактические пособия.
Условия реализации.
Условиями реализации предложенного проекта являются следующие :
• организация предметно-развивающей среды в группе,
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Содержание проекта.
Этапы
Первый этап- (организационный) поисково-теоретический
(сентябрь) • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
• Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза,
• Подбор необходимого диагностического инструментария.
Второй этап- диагностическо-методический.
(сентябрь - октябрь) Анкетирование родителей, анализ полученных данных;
Составление и обсуждение поэтапного плана проекта, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
• Планирование деятельности педагогов.
Третий этап – реализация проекта (сентябрь – ноябрь) Реализация педагогического проекта.
Четвертый этап –(аналитический)
(ноябрь) Подведение итогов и анализ результатов проекта
Работа с детьми:
• Организованная образовательная деятельность с детьми;
• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
• Самостоятельная игровая деятельность детей;
• Система коррекционно-развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
• Согласие и желание ребенка.
• Творческий подход к проведению занятий.
• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Виды работы в педагогической песочнице :
-конструирование из песка;
–рисование песком и на песке;
–экспериментирование;
–составление узоров на песке;
–создание картин на песке
–игры
–создание песочных композиций и “секретов”
Методы и приемы песочной терапии :
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
• Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) [11, 8].
Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием пескотерапии:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.)
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
«Формы работы с родителями:
• Анкетирование, тестирование родителей;
• Просветительская работа с родителями в форме консультаций, бесед, собраний;
• Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
• Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”);
• Фотовыставка;
• Итоговая часть
Предполагаемый результат:
• У детей :
• повысится общий эмоциональный фон;
- снизится уровень тревожности;
- повысится познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• У родителей:
- проявится интерес к вопросам воспитания и развития детей, помогающим ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;
- повысится психолого-педагогическая культура;
• У педагогов:
- получат дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми в период адаптации.
Используемая литература:
• Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации.
• Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии. 1989, N1
• Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Искусство общения с ребенком, Москва, 2004г.
• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.
• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб. : «Речь», 2005
• Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб. : «Детство-Пресс», 2010
• Заводчикова О. Г. Адаптация в деском саду : взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей. -М. : Просвещение, 2004
• Зубова Г. Г. Первый раз в детский сад. - М. : Сфера, 2005
• Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической психологии образования - N1/2006
Результат реализации проекта :
Легкая степень - 12 человек
Средняя степень - 9 человек
Тяжелая степень- 0 человек