Екатерина Кучурина
Кружковая работа с детьми подготовительной группы «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.
Публикация «Кружковая работа с детьми подготовительной группы „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, в среду, 25 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы :
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка :
• развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
• развитие математических способностей и склонностей;
• качественная подготовка ребенка к школе;
• развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Разделы рабочей программы :
«Количество и счет»
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
«Определение величины»
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Решение логических задач»
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Особенность программы «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи:
Образовательные 1. Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.
2. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.
3. Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости.
Воспитательные 1. Воспитывать познавательную активность.
2. Воспитание потребности к математическим занятиям.
3. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Развивающие 1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.
Цель данной программы: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Особенность данной программы «Занимательная математика» состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели.
Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.
В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения, которых ребёнок находится в творческом поиске.
Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы детского сада.
Программа реализуется в течение 1 года.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 4 раза в месяц, во второй половине дня, в форме кружкового занятия. В ней используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности
Раздел Тема Цель
1. «Количество и счет»
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
2. «Геометрические фигуры»
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»
Дата Содержание
Работы (тема) Задачи Дидактические игры
сентябрь Количество
И счет Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом. «Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество
Разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
«В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
Величина Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера «Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Ориентировка во времени.
Ориентировка в пространстве Закреплять временные представления
«12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
«Когда это бывает?» Математическая сказка
«Художники» №2
Цель: развитие ориентировки в пространстве
Геометрические фигуры Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник «Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
«Приключения Маши и Вани» Математическая сказка
октябрь Количество
И счет: Числа и цифры от 1 до 4.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Знаки + и -. «Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Величина. Большой, маленький, поменьше. ««Достань мяч» Карточка
Цель: закрепить понятие величины.
Ориентировка во времени. Знакомство с названием осенних месяцев. «Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о днях недели.
Ориентировка в пространстве Ориентировка на листе бумаги. «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Геометрические фигуры Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. «Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
«Как Круг и Квадрат отправились в поход»- Математическая сказка
ноябрь Количество и счет Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. «Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Величина Длинный, короче, еще короче, самый короткий «Что шире, что уже»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Ориентировка в пространстве. Понятия: лево -право, впереди, сзади «Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
«Лабиринт»,
«Помоги мышке добраться к сыру»,
«Что где находится?»
Ориентировка во времени. Повторение названий осенних месяцев. Части суток. «Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
«Вчера, сегодня, завтра»,
«Когда это бывает?»,
«Какой сегодня день?»
Геометрические фигуры Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. ««Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Какие фигуры видишь?»
«Заполни пустые квартиры»,
«Кто лишний и почему?»,
декабрь Количество и счет Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и - Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки. «Поездка»
Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.
«Яблоко» -Математическая сказка
Величина Часть и целое. «Кто какого роста?»
Цель: установление отношений между величинами.
«Снеговики»
Ориентировка во времени и в пространстве Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. «Клумба»
Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.
«Путешествие»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
«Назови пропущенное слово»,
«Найди игрушку»,
«Найди похожую»,
Геометрические фигуры Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. «Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
январь
Количество и счет Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших. Решение примеров на сложение и вычитание. Знаки. «Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Ориентировка во времени и в пространстве Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. «Найди парную картинку»
Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
Величина. Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. «Чем отличаются полоски?»55
Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
Геометрические фигуры. Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. «Где какие фигуры лежат»
Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.
«Сколько треугольников?»,
«Кто где живет?»
февраль Количество и счет Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших «Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Геометрические фигуры Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур
Повторение названий геометрических фигур. «Кто быстрее найдет предмет?»
Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
Ориентировка во времени Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.
Ориентировка в пространстве «Куда бросим мяч?»
Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Величина Длинный - короткий. Часть и целое. «Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
«Где, чей дом?»
март Количество и счет. Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки. Составление чисел из двух меньших. «Аэродром»
Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки»,
Величина Сравнение предметов по всем показаниям величины. ««Сосчитай, не ошибись»
Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров
Геометрические фигуры Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур «Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
«Гном строит дом»
Ориентировка во времени и в пространстве Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. «Угадай, где стоит»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
«Лови, бросай, дни недели называй»,
«Неделя стройся!»,
«День и ночь- сутки прочь»,
апрель Количество и счет Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. «Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
«Теремок»-Математическая сказка
«Игры с разноцветными прищепками»
Геометрические фигуры Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. «Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
«Укрась коврик»,
«Что на что похоже?»,
Ориентировка во времени в пространстве Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. «Найди нужную картинку».
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
«Времена года»,
«Назови скорей»
Цель: формирование знаний о днях недели.
Величина
май Количество и счет. Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. «Каких кружков больше»
Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
«Сколько разных игрушек»
Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.
«Напиши цифру»,
Геометричес-кие фигуры Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. «Кто быстрее найдет»
Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.
Величина
Ориентировка в пространстве и во времени. Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. «Подумай и закрась»
Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
«Назови скорее», «Нарисуй правильно»
Целевые ориентиры
Целевой результат:
• Устойчивое познавательное отношение к интеллектуальной деятельности
• Проявление инициативы и творчества в решении логических задач.
• Овладение умением видеть проблему. Активно высказывать предположения. Осознано выбирать предметы и материалы для самостоятельной творческой деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
• В диалоге с взрослым пояснять ход интеллектуальной деятельности. Умение доводить дело до конца.
• Формулировать в речи, достигнут ли результат. Умение делать выводы.
Список литературы
1. Михайлова З. А. Математика – это интересно.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа – М. : Мозайка-Синтез, 2014.
3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М. : Мозайка -Синтез, 2015.
4. Петерсон Л. Г. Игралочка.
5. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Башаева Т. В. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с. : ил. - (Вместе учимся, играем).
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Пособие для воспитателей детского сада. Венгер Л. А. – М. : Просвещение, 1978.