Елена Барабанская
Кружковая работа по пластилинографии в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружковой работы по пластилинографии «Алыптаах
мэhийии»в средней группе «Сардаана»
на 2017 – 2018 учебный год
Руководитель: Барабанская Елена Николаевна
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А Сухомлинский
Публикация «Кружковая работа по пластилинографии в средней группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Пластилин, пластилинография. Техники работы с пластилином
- Средняя группа
- Темочки
Принцип ФГОС ДО гласит о самоценности дошкольного детства, как важного этапа общего развития человека. Исходя из этого, дошкольный период - это время всестороннего развития и закладывание в личность ребенка все самое ценное и необходимое для успешной социализации дошкольников. Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и творческой инициативы ребенка. По ФГОС ДО, весь педагогический процесс взаимодействия детей и взрослого основан на учете индивидуальных особенностей и интересов детей.
В настоящее время, современная педагогика оценивает творческую продуктивную деятельность детей, как основное средство целостного развития. Появляются новые пути и способы в развитии продуктивной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных способов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в художественной деятельности, в частности в рисовании и лепке.
Такие новые пути позволяют обогатить и разнообразить продуктивную деятельность детей путем внедрения новых способов работы, которые дают прорыв развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии, которая эффективно влияет на развитие мелкой моторики рук детей.
Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилинов на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей тсепени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композици. Вспомогательных деталей – бисера, бусин, природного, а также бросового материала.
В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение. Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста. Пластилинография – достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца. При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие).
Цель программы: развитие ручной умелости и творческой инициативы у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилионграфии.
Задачи:
Учить предавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Учить основным приемам пластилинографии (размазывание, надавливание, отщипывание, вдавливание).
Учить работать на заданном пространстве.
Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Развивать интерес к процессу и результату работы.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогоать.
Основные принципы программы:
Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманистичности – индивидуально-ориентированный подход и всесторонне развитие личности ребенка.
Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
Принцип системности – решение поставленных задач в ситеме кружковой работы.
За основу своей деятельности взяла методику Давыдовой Г. Н «Пластилинография для малышей» и «Детский дизайн».
Программа кружка «Алыптаахмэhийии» предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения. Обучение проводится с подгруппой детей. 0
Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Расписание кружка : 2-3 раза в месяц, в пятницу через чередование.
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены 2 любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.
Особенностью программы «Алыптаахмэhийии» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Структура кружка :
1. Беседа;
2. Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
3. Дидактические игры;
4. Изготовление картины;
5. Релаксация
6. Анализ работы.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
• Словесные (беседа, рассказ, инструктаж);
• Наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
• Практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
• Репродуктивные (получение детьми знаний и способров деятельности по аналогии (образцу);
• Проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
• Методы работы под руководством педагога;
Формы организации учебного процесса и внеучебной деятельности:
• Тематические занятия;
• Дидактические игры;
• Творческие занятия;
• Игровые занятия;
• Выставки детских работ;
• Тематические праздники, беседы;
• Экскурсии в природу (наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
• Поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;
• Познавательные игры;
• Игры-соревнования;
• Конкурсы
• Выставки творческих работ.
Формы контроля:
• Устный опрос;
• Практические задания;
• Самостоятельные творческие работы;
• Самоконтроль.
В ходе занятий используется различный методический и дидактический материалы (сказки, загадки, детские песенки, разнообразный, иллюстративный материал, наглядные пособия и др.).
Условия реализации программы
Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатом.
Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
Наглядность обучения.
Наличие инструментов и материалов для работы.
Наличие помещения. Соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Мебель по росту детей.
Прогнозируемые результаты:
По окончании кружковой работы, воспитанники:
1. Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
2. Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
3. Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
4. Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
5. Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
6. Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую и познавательную активность, самостоятельность.
7. Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
Перспективный план кружковой работы по пластилинографии «Алыптаахмэhийии» в средней группе «Сардаана» на 2017-2018 уч/год
Месяц Тема Задачи
Сентябрь 1.«Воздушные шары»
2.«Созрели яблочки в саду 1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней
1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.
Октябрь 1.«Осенние листочки»
2.»Осенняя береза» 1. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира. Научить замечать и любоваться природными формами растений.
2. Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
Ноябрь 1.«Птичка»
2.»Солнце в тучах» 1. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путем равномерного расплющивания на поверхности основы.
1. продолжать скатывать шарики из пластилина, расплющивать их на картоне, создавая нужную форму предмета.
Декабрь 1.«Снежинка»
2.»Елочка зеленая» 1. расширять знания детей о зиме. Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок.
1. учить детей передавать строение елки, направление веток, украшать разноцветными шариками.
Январь 1. «Зимние забавы. Снеговик 1. Учить детей лепить снеговика используя технические приемы пластилинографии, соблюдать размеры снежных комочков.
2. «Животные нашего леса. Лиса 1. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость).
Февраль 1. «Дом»
2. «День защитников Отечества. Танк». 1. Учить детей составлять предмет из отдельных частей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объемной формы.
2. Учить передавать форму, характерные детали танка
Март 1. «Весна. Душистая мимоза». 1. Учить лепить мимозу приемом скатывания маленьких желтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля.
2. «Вышла курочка, а за ней цыплятки». 1. Закрепить умение детей расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела
Апрель 1. «Перелетные птицы. Лебеди».
2. «Радуга-дуга» 1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.
2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
Май 1. «Ландыши»
2. «Бабочки» 1. Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета.
1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки
2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
Список литературы:
1. Богуславская З. М Смирнова Е. О Развивающие игры для детей младшего возраста – М. : Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1997.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М. : Издательство»Скрипторий 2003», 2007.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
5. Новиковская О. А Ум на кончиках пальцев. – М. :Аст; Спб: Сова, 2006
Приложения
Приложение 1.
Диагностика исследования уровня сформированности ручной умелости по методике Колесниковой Е. В.
Моторика. Графические навыки.
Ребенок должен уметь к 4 годам: управлять своими руками пальцами; рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии, округлые линии.
выполнение движений руками;
игра «Встреча друзей» (выполнение упражнений по тексту);
«Дорисуй флажки»
«Нарисуй шарики к ниточкам»
Ребенок должен уметь к 5 годам: управлять своими пальцами, рисовать прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и округлые (с закруглениями).
Игра «Пальчики» (выполнение упражнений по тексту);
«Нарисуй снежинку»;
«Дорисуй ручки к зонтикам»
«Нарисуй огурчики».
Лепка. Ребенок должен уметь к 4 годам: лепить предметы из пластилина предметы и фигурки, состоящие из нескольких частей разной формы; защипывать края формы кончиками пальцев для передачи характерных признаков.
• «слепи эти предметы и игрушки».
Ребенок должен умет к 5 годам; раскатывать кусок пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать его, придавая круглую, овальную. Цилиндрическую форму; владеть приемами защипывания, сглаживания, оттягивания, вдавливания; присоединять части друг к другу, плотно прижимая и примазывая их; лепить несложные сюжеты.
• «Слепи, что хочешь».
Приложение 2
Примерная анкета для родителей
Фамилия, имя ребенка.
1. Ваш ребенок любит лепить, рисовать, вырезать из бумаги?
2. У вашего ребенка есть дома в свободном пользовании кисти, краски, пластилин, ножницы?
3. Вы занимаетесь ручным трудом вместе с ребенком ил он предпочитает работать один?
4. Чем вы увлекаетесь: вышиванием, вязанием, швейным делом? Что-то другое.
5. Хотели бы Вы помочь своему ребенку овладеть умением делать картины из пластилина?