Лариса Тихонова
Кружковая работа в младшей группе «Чудеса из бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план кружка «Чудеса из бумаги» на 2018-2019 уч. год.
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Темочки:
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых, познакомить детей с разными видами работ с бумагой; освоить технику работы с видами бумаги, использовать свои знания в создании авторских поделок, композиций; развивать творческое начало в детях, получать удовольствие от выполненного задания, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами бумажной техники, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основные задачи:
• формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
• учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
• обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• развитие речевых навыков;
• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
• воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы : более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе «Чудеса из бумаги» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа : материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 9 месяцев.
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика» : разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Сентябрь
Светофор Создать из готовых форм светофор, соблюдая последовательность цветов, знакомить с цветами светофора, Цветные круги красного, желтого и зеленого цвета, лист бумаги с зеброй, клей карандаш, салфетка бумажная, фигурки машинок.
«Самый красивый гриб». Учить создавать аппликативную работу, дополняя готовую форму кругами,познакомить с ножницами и мерами безопасности при работе с ними. Цветная заготовка мухомора, квадраты белого цвета разного размера, ножницы, клей, салфетки.
Колобок. Учить вырезать круглую форму и располагать на листке, соотнося с предметами (дорожка, пенек, звери, избушка, упражнять в правильном использовании ножниц. Цв. Бумага желтого цвета (квадрат, фигурки животных на листе бумаги, ножницы, клей, салфетки.
«Божья коровка- полети на небо…», Учить создавать аппликативную работу, дополняя готовую форму кругами, вырезать круги разной формы, путем обрезания углов. Цветная заготовка божьей коровки, квадраты черного цвета разного размера, ножницы, клей, салфетки.
Октябрь.
Осенние листочки
Создать изображение листопада. Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный, 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки
«Листик покружись и в поделку превратись» Учить равномерно наносить клей на поверхность листа и посыпать лист кусочками бумаги разного цвета. Мелко порезанная бумага или салфетки в цвет осенней листвы, клей ПВА, салфетки, кисточка.
Дождик, дождик – кап, кап. Создать изображение дождя. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа. Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки.
Яблоки в корзине Создать объёмное изображение яблок различного размера. Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики. 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов,
клей ПВА.
Ноябрь
Ветка рябины
(коллективная работа).
Завершить создание образа осени. Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. тонированного листа ватмана, засушенные листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки.
«Львенок»
Учить разрезать края круга в виде бахромы, наклеивать два разных по
размеру круга друг на друга в виде гривы. Заготовка львенка. Клей, цветные круги оранжевого цвета, разного размера, ножницы.
Конфетки на тарелочке. Создание композиции в круге. Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к
«Гусеничка» Закреплять умения детей вырезать круглые предметы разного размера,срезая края квадрата и собирать их в порядке возрастания. Квадраты разного размера и цвета. Фурнитура для создания образа (глазки,ножки, рожки, листочки) Клей Пва,ножницы, салфетки,
Декабрь
Толстые животики
Создать объемные изображения любимых мультипликационных героев. Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом. Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши.
«Колобок -румяный бок.» Создать свой образ сказочного героя. Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА, салфетка.
Мы слепили снеговика Учить сминать бумагу в круги и выкладывать последовательно в виде снеговика,. Салфетки белого цвета, клей, основа для наклеивания, фурнитура для создания образа.
«Снежинка» Учить создавать из готовых ажурных полосок снежинку. Ажурные полоски белого или голубого цвета, Клей ПВА, салфетки, основа для наклеивания.
Январь
Сугробы, снег на деревьях. Создавать образ зимы и ее признаки. Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю,пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки.
Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки. Создать образы Деда Мороза и Снегурочки как атрибуты Новогоднего праздника. Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации. Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти.
«Снег за окном» Создавать композицию снегопада, скручивая салфетки разного размера в шарики,располагая шарики в порядке убывания размера. Салфетки белого цвета, заготовка окна из жгутика. Клей.
Февраль
Флаг России Учить работать с гофрированной бумагой,складывать пополам,создать триколор из гофробумаги, сложенной пополам, располагать детали по цветам. Заготовка картины, бумага белого красного и синего цвета,клей,салфетки.
Покормим птичек. Учить передавать изображения различных птиц (воробей, снегирь, синица, Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Двусторонняя коричневая бумага; альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки.
Летят самолеты
(коллективная работа). Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера. Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага).Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату. тонированного листа ватмана (в виде российского флага, заготовки для самолетов
(прямоугольники полоски,цветная бумага
клей, кисти, салфетки.
На полянку на лужок тихо падает снежок. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки, кусочки фольги.
Март
Игрушки
(пирамидка, неваляшка).
Учить создавать большие и маленькие изображения. Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка.
Кудрявый барашек
Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. Создать образ животного. Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.
Цветы в подарок маме. Учить создавать поздравительную открытку. создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,
клей, кисти, салфетки.
Смотрит солнышко в окошко Создавать изображения на основе явлений природы. Продолжать учить детей работать в смешанной технике : бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.. Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки. коллективная работа (панно «Весна»).
Апрель
Облака – белогривые лошадки.
Создать образы неба и облаков. Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща. Коллективная работа (панно «Весна»). тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.
Белые кораблики. Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой. Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.
Веселый клоун. Создать образ клоуна. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки.
Гусеница Учить создавать аппликации по рисунку, передавая образ насекомого. Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым. альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
Май
Праздничный салют
(коллективная работа). Учить создавать образ салюта различными способами. Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА. Коллективная работа.
Одуванчики в траве. Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.
Божья коровка-
лети на небко. Учить создавать самостоятельные аппликации. Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. Игрушка божья коровка,
альбомного листа,с контурным изображением насекомого,
красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки