Жанна Большакова
Планирование кружковой работы на учебный год «Народная мастерская»
▼ Скачать
Кружковая работа «Народная мастерская»
Подготовительная группа
Пояснительная записка
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Публикация «Планирование кружковой работы на учебный год „Народная мастерская“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное творчество) в силу своей конкретности и наглядности, оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их с новыми явлениями в жизни, быту, обогащает представления. Благодаря конкретности, яркости воплощения, художественный образ всегда волнует, вызывает чувства симпатии, радости, праздника.
Знакомясь с изделиями народных умельцев, у детей появляется чувство удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку. Дети получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности. Изодеятельность – это специфическое образное познание действительности, и как всякая познавательная деятельность, она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Известно, что знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, способствует формированию основ патриотизма. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Цель – формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами народного декоративно – прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:
Расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах.
Учить составлять самостоятельно узор по мотивам народных росписей и керамических изделий, передавая их колорит; понимать специфику народного и декоративно-прикладного искусства (на основе ознакомления с принципами построения орнамента, знаний основных элементов различных росписей).
Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
Учить украшать узором различные формы поверхности, предметы. Формировать потребность в использовании элементов декоративно-прикладного искусства в свободном рисовании, украшении предметов быта, путём стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы.
Развивать художественное восприятие произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Повышать эмоционально-эстетическую и общую культуру личности.
Результаты:
В результате систематического посещения кружка :
ребенок будет знать народные промыслы, узнавать и называть их;
будет уметь выделять и рисовать элементы узора росписи,
будет уметь составлять из элементов узора композицию;
будет уметь самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;
будет уметь подбирать и передавать колорит нужной росписи;
научится передавать выразительные особенности в лепке из соленого теста;
научится последовательно вести работу;
научится самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях;
будет знать о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Октябрь
Путешествие по народным промыслам
Цель. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкальногонародного искусства.
Оборудование: изделия и иллюстрации народных промыслов.
Выставка глиняной игрушки
Цель. Познакомить детей с глиняной игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера ( для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи). Учить сравнивать два вида народной игрушки (дымковскую и филимоновскую, их образы, особенности лепных украшений и орнаментов (элементы, цвет).
Оборудование: глиняные игрушки.
Ноябрь
«Золотая хохлома. Роспись посуды» (рисование)
Цель. Закреплять и расширять знания детей о хохломской росписи и ее особенностях.
Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики.
Учить составлять узор, набирать краску на кисть определенным способом и проводить кисточкой мазок. Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
Оборудование: Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды, гуашь, кисточки, стаканчик с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые; изделия золотой хохломы.
«Хохломские ложки» (лепка)
Цель. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания. Развивать чувство композиции, умение красиво
располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание.
Оборудование: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы.
Декабрь
Знакомство с Гжельской росписью
Цель. Познакомить детей с изделиями мастеров Гжели, их назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция. Расширять знания детей о художественном промысле, воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.
Оборудование: изделия гжельской росписи, полоски белого цвета, гуашь белого, синего, голубого цвета, баночки с водой, кисти, иллюстрации с гжельской росписью.
Панно «Букет для Снегурочки» (коллективная работа) Декоративное рисование + аппликация
Цель. Продолжать учить детей работать коллективно, договариваться друг с другом и решать общую задачу. Упражнять в выполнении цветов по мотивам гжельской росписи из цветной бумаги и составлять из них композицию. Развивать творчество, художественный вкус при составлении букета. При рисовании вазы - продолжать учить рисовать всей кистью и ее концом, использовать ранее накопленный опыт рисования элементов гжельской росписи.
Оборудование: большой лист бумаги, гуашь и цветная бумага синего и голубого цвета, кисти для рисования, клея; клей, вода в баночках.
Январь
«Гжельский сервиз» (рисование)
Цель. Учить составлять узор на бумаге разной формы, выделяя кайму и
середину предметов, совершенствовать навыки расположения узора в соответствии с формой и предметом. Развивать интерес к русской культуре,
её традициям. Воспитывать трудовые навыки, аккуратность.
Оборудование: посуда, вырезанная из белой бумаги, гуашь, кисточки, баночки с водой, иллюстрации с изображением гжельской росписи.
«Гжельский сервиз» (лепка)
Цель. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, воспитывать интерес к народным художественным промыслам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
Оборудование: пластилин белого, синего, голубого цвета, дощечки.
Февраль
«Филимоновская лошадка» (рисование)
Цель. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах; закреплять умение рисовать гуашевыми красками. Формировать умение расписывать филимоновские изделия.
Оборудование: плоскостные изображения, схема с филимоновскими узорами, кисти, краски, подставки по количеству детей; филимоновские игрушки.
«Филимоновский петушок» (аппликация)
Цель. Учить использовать технику торцевание для создания аппликации с элементами филимоновской игрушки.
Закреплять знания о характерных особенностях филимоновской игрушки;
учить правильно, использовать основные цвета промысла.
развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: альбомные листы, простые карандаши, шаблон петушка, клей ПВА, спички, креповая бумага (желтая, зеленая, красная, салфетки для рук).
Март
«Русский платок» (рисование)
Цель. Познакомить детей с определенным видом народного искусства – Павло-Посадские платки. Закрепить знание о характерных элементах росписи (цветах, листьях, их цветовой гамме, учить строить композицию;
Закреплять умение детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину.
Формировать графические умения в рисовании кистью декоративного мотива.
Оборудование: альбомные листы, краски гуашь, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка); русские платки.
«Красивый платок» (аппликация)
Цель. Закрепить навыки создания узора на квадрате с использованием известных элементов народных росписей, растительных орнаментов. Учить самостоятельно придумывать композицию, узор, выбор цвета и оттенки. Учить вырезать цветы из круга, листья из прямоугольника, сложенного пополам, круги из квадрата. Закрепить технику выкладывания, накладывания и наклеивания. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Оборудование: квадратная ткань с бахромой для основы платка, кусочки ткани для вырезания цветов и листьев, ножницы, клей пва, кисти.
Апрель
«Роспись кокошников» (рисование)
Цель. Закреплять знание о русском национальном головном уборе; продолжать учить составлять узор; Развитие представлений детей о расположении элементов на шапочке (вертикально, горизонтально,
наклонно) и украшение мазками, полосками, точками, кружками.
Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение. Воспитывать интерес к русской народной культуре. Закрепить знаний детей о головных уборах.
Оборудование: заготовки кокошников, гуашь, кисти, баночки с водой; иллюстрации с изображением кокошников.
«Славянские узоры на рубашке» (рисование)
Цель. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, её колорит. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали). Воспитывать уважительное отношение
К прошлому России.
Оборудование: заготовки рубашек из бумаги, гуашь, кисточки, баночки с водой.
Май
«Жостовский букет» (рисование)
Цель. Познакомить с русским народным декоративно – прикладным искусством Жостово. Закреплять умение строить композицию, рисовать цветы разными приёмами. Воспитывать интерес к жостовкой росписи.
Оборудование: заготовки подносов чёрного цвета, гуашь, баночки с водой;
иллюстрации с изображение жостовской росписи.
«Ярмарка народных игрушек» (лепка)
Цель. Предложить вылепить народную игрушку по желанию (дымковскую, филимоновскую, матрёшку). Развивать моторику рук.
Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, воспитывать интерес к народным художественным промыслам.
Оборудование: пластилин, дощечки, иллюстрации с изображением народных игрушек.