Лиандра Сидорова
Кружковая работа «Мы — исследователи»
▼ Скачать +Заказ
Кружок «Мы - исследователи»
подготовительная группа «Веселое солнышко»
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Публикация «Кружковая работа „Мы — исследователи“» размещена в разделах
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Кружок «Мы исследователи» проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня, по 25-30 минут с подгруппой детей подготовительного дошкольного возраста на основе программы «от рождения до школы» ФГОС, Веракса, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, 2014г, Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Основная цель программы кружка :
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
• Приборы - «помощники» : микроскоп, лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Программа кружка рассчитана на детей 6-7 лет с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май – мониторинг уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Расписание кружка
Проводится 1 раз в неделю, в зависимости от смены, четверг:16.00 – 16. 30ч или пятница: 16.00-16.30ч
продолжительность – 25-30 минут.
Физминутка во время исследования – 3-4 минуты.
Методические рекомендации:
1. Словарь – замена сложных терминов
2. Восприятие преобразования объекта с помощью образа
3. Использование в работе слова пары «анонимы»
4. Эмоциональное самочувствие детей наблюдаемых процессов и явлений
5. Ребенок – исследователь, не зритель.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приё мы:
• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
• повтор инструкций;
• выполнение действий по указанию детей;
• «намеренная ошибка»;
• проговаривание хода предстоящих действий;
• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
• Проявление интереса к исследовательской деятельности;
• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
• Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
«Мы исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Итоговое мероприятие: в конце мая. Фотовыставка «Мир знаний».
Список детей, посещающих кружок :
1. А. Алеша.
2. К. Полина.
3. Д. Егор.
4. М. Терентий.
5. П. Сайнаара.
6. П. Дайаана.
7. П. Андрей.
8. П. Виктор.
9. С. Айсен
10. С. Виолетта.
11. С. Олег.
12. С. Лена.
13. Т. Тимур.
14. Т. Настя.
15. Ч. Артем.
Работа с родителями :
знакомство родителей с целями и задачами программы;
индивидуальные консультации в течение года:
"Наш Кругозор" П. Сайнаара, П. Дайаана,
"Чему мы учимся" С. Лена, Амелия Л, П. Андрей, С. Айсен,
"Мы знаем и умеем" П. Андрей, М. Терентий, К. Полина,
"Любители фокусов" Т. Настя, Ч. Артем, П. Виктор.
Анкетирование: "Ваш ребенок исследователь?", "Наши опыты", "Чем увлечены дети дома?", "Экспериментирование-это часть развития ребенка".
сбор исследовательских продуктов и материалов
беседы по тематикам: "Мой ребенок исследователь","Почемучки","Что мы делали", "мой эксперимент", "опыты дома", " я умею, я знаю", "мое любимое исследовпние", "фокус-покус", "мир волшебства".
Тематический план работы кружка
«Мы исследователи»
№ п/п Наименование
раздела Количество
занятий Форма проведения
1. Экспериментирование
с шампунем, пеной для бритья, фейри 4 Обследование, практическая деятельность
2. Экспериментирование
с орбиз 4 Обследование,Практическая деятельность
3. Экспериментирование
с маслом и красками 4 Обследование,Практическая деятельность
4. Экспериментирование с искусственным снегом 4 Обследование,Практическая деятельность
5. Живая батарейка 3 Обследование,Практическая деятельность
6. Изготовление полимерных червячков 4 Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого
7. Водоворот, вулкан и лава 4 Обследование,Практическая деятельность
8 Работа с микроскопом 4 Обследование,Практическая деятельность
9. Кристалл, горячий лед, Голограмма, шарики 4 Обследование,Практическая деятельность
Итого 35
Перспективный план работы кружка
«Мы - исследователи»
№
п/п Дата проведения Тема занятия Количество занятий
1. Сентябрь Лизун из пены для бритья 1
Лизун из шампуня 1
Лизун из фейри 1
Лизун из зубной пасты 1
2. Октябрь Что такое Орбиз? 1
Выращивание орбиза 1
Высушивание орбиза 1
День анализа 1
3. Ноябрь Что может масло и гуашь? 1
Опыты с маслом и гуашью 1
Вода и масло 1
Краска, вода, масло 1
4. Декабрь Искусственный снег 1
Изготовление искусственного снега 1
Сравнение искусственного снега и натурального снега 1
День анализа 1
5. Январь Овощи и фрукты – полезные продукты 1
Опыт с картошкой 1
Опыт с яблоком 1
6. Февраль Полимерные червяки из крахмала 1
Полимерные червяки из соды 1
Полимерные червяки из муки 1
День анализа 1
7. Март Водоворот из шипучки 1
Водоворот из соды 1
Извержение вулкана 1
Лава 1
8. Апрель Работа с микроскопом 1
Наблюдение за шелухой лука 1
Наблюдение за листочком березы 1
Наблюдение за комаром 1
9. Май Выращивание кристалла 1
Делаем горячий лед 1
Что такое голограмма 1
Опыты с шариками 1
Итого 35
Тематический план занятий
Тема 1: «Многообразие лизуна»
Задачи:
1. Дать представление о свойствах лизуна.
2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту.
3. Воспитывать любознательность.
4. Активизация словаря: сыпучий, твердая.
Тема 2: «Что такое орбиз?»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами орбиза: форма; прозрачность; вода и объем.
2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
3. Воспитывать бережное отношение к предметам.
Тема 3: «Простые вещи масло и гуашь»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами масла и гуаша (запах, цвет, состав) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления о масле и красках, о их значении в жизни.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Тема 4: «Снег бывает разный»
Задачи:
1. Вызвать у детей познавательный интерес к снегу и ее значение в жизни растений и человека.
2. Уточнение знаний детей о свойствах снега: мягкая, пушистая, белая, рыхлая.
3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств снега и ее значения в жизни растений и человека
Тема 5: «Овощи и фрукты-полезные продукты»
Задачи:
1. Дать детям представления об овощах и фруктах, отметить их важное значение для человека.
2. Расширять кругозор детей.
3. Познакомить детей с новыми опытами.
4. Подвести к пониманию значения полезности овощей и фруктов.
Тема 6: «Полимерные червячки»
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания на основе опытов;
2. Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
3. Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
4. Закреплять гигиенические навыки, умение безопасного отношения к опытам.
Тема 7: «Стихийные явления»
Задачи:
1. Формировать представление детей о стихиях (водоворот, вулкан и лава) и их значение в природе.
2. Развивать у детей мышление, сообразительность.
3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.
4. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
5. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
6. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Тема 8: «Работа с микроскопом»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о микроскопе, её значение в работе.
Задачи:
1. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с микроскопом.
2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
4. Обобщить знания детей о значении мокроскопа в нашей жизни. Научить делать выводы и анализировать об увиденном.
Тема 9: «Простые опыты»
Задачи:
1. Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – камни, стекло, резина, о их прочности и использовании в быту.
2. Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
3. Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.
4. Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.
Интеренет сайт
instagram@dipeshkova
Литература
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
2. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
4. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
5. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
6. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
7. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
8. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009