СВЕТЛАНА НОВИКОВА
Кружковая деятельность «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Жизнь является самой дорогой ценностью, которой обладает человек. Он ищет смысл своего существования на протяжении отведенного ему времени, строит планы, стремится к их осуществлению, творит и созидает. И главная задача человека - сохранить эту жизнь, потому что она бесценна. Нередко сохранение собственной жизни и жизней своих близких оказывается зависимым от знания простейших правил оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях, готовности к любым неожиданностям, которые таит в себе окружающая природа и ее обитатели, от способности даже в самой сложной ситуации быстро сориентироваться и принять единственно правильное решение. Основы безопасности человеческой жизнедеятельности должен знать КАЖДЫЙ! И каждый должен понимать, как важно вовремя принимать меры предосторожности самим и прививать навыки самосохранения своим детям ради сохранения жизни и здоровья, а значит и будущего.
Публикация «Кружковая деятельность „Азбука безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.
Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности по приобретению детьми опыта. П. Лич, П. Статмен в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
В настоящее время в дошкольных организациях реализуются различные образовательные программы, которые предусматривают знакомство детей с основами безопасного поведения.
Повышенная ответственность педагогов за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребенка спроектировала необходимость в использовании системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения у детей дошкольного возраста, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
На практике в нашей группе эти задачи реализуются через организацию деятельности кружка по дополнительному образованию «Азбука безопасности». В кружковой деятельности использована программа занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста, представленной в пособии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры», СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015г.
Цель программы: научить ребенка в сложившейся ситуации уметь находить и предпринимать действия по сохранению жизни.
Задачи программы:
• формировать представление о правилах поведения дома, во дворе и на улице, в природе;
• закрепить знания безопасного поведения с незнакомыми людьми;
• расширять представления о работе служб спасения («скорая помощь», пожарные, полиция);
• воспитывать умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние;
• формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
- системности (работа в течение учебного года);
- сезонности (использование местных условий);
- интеграции (содержание тематических блоков можно органично интегрировать в целостный педагогический процесс).
Формы и методы занятий.
В работе по ознакомлению детей с правилами безопасности используются такие формы, как наблюдения и анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным последствиям, дидактические игры, познавательные беседы, экскурсии, игры-беседы, игры-драматизации, игровые персонажи, экспериментирование, досуговые мероприятия.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методическое обеспечение:
- пособие «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры», СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015г.
Программа реализуется с октября по апрель 2015 – 2016 учебный год, рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет, проводятся 1 раза в неделю по20минут.
Ожидаемый результат:
1. Дети знают основные правила поведения в детском саду, дома, на улице, в природе.
2. Соблюдают элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные Правила дорожного движения.
3. Различают и называют специальные виды транспорта («скорая помощь», пожарная машина, полицейская машина).
4. Понимают значение сигналов светофора, различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра».
5. Знают элементарные правила поведения на улице и дома, в природе (правила безопасного взаимодействия с растениями, животными, посторонними людьми; бережное отношение к окружающей среде) и актуализируют полученный опыт в повседневной жизни.