Просцова Юлия Николаевна
Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Публикация «Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе „Почемучки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно – следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
• формировать у детей знания о живой и неживой природе;
• развивать инициативу, активность, самостоятельность;
• воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.
Организация работы идё т по следующим взаимосвязанным направлениям:
• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
• О человеке.
• О предметном мире.
В процессе исследования – экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко – далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д.)
В работе программе используются следующие наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• проведение дидактических игр;
• словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• игровые методы:
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
• загадывание загадок;
• практические методы;
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформление гербария растений, плодов;
• постановка сказок, отрывков литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
• Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки.
Занятия кружка проводятся I раз в неделю: вторник, среда во второй половине дня.
Время работы: 16.30 – 16.45 ч
Количество детей в подгруппе : 8 – 10 человек.
Перспективное планирование кружковой деятельности «Почемучки»
Месяц Тема занятия Целевые ориентиры Литература
Сентябрь «Почему осенью бывает грязь» Цель: Знакомство со свойствами почвы.
Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17
«Играем с песком, глиной» Цель: Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19
«Солнечные лучики»
Цель: Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 35
«Что в коробке»
Цель: Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9
Октябрь «Каменная дорога»
Цель: Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16
«Кто живет в воде» Цель: Развитие познавательного интереса и воображения. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 26
«Вкусная водичка»
Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятель ность детей дошкольного возраста» стр. 11
«Волшебная вода»
Цель: Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9
Ноябрь «Плыви, плыви кораблик» Цель: Знакомство со свойствами воды и бумаги.
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8
«Чудо бумага» Цель: Расширение знаний детей о различных видах бумаги Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 16
«Горячо – холодно» Цель: Определение температуры веществ и предметов. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 12
«Теремок» Цель: Знакомство детей с деревом. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 9
Декабрь «Льдинки разноцветные, яркие, приметные» Цель: Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 5, 28
«Мороз и солнце день чудесный» Цель: Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 21
«Ледовая фантазия»
Цель: Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле). Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20 – 21
«Ветер, ветер, ветерок»
Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8
Январь «Да здравствует мыло душистое» Цель: Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 7 – 8
«Снег – снежок»
Цель: Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 22
«Следы на снегу» Цель: Пополнение знаний детей о плотности снега. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 23
Февраль «Мои глаза»
Цель: Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 13
«Носики – курносики сопят» Цель: Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятель ность детей дошкольного возраста» стр. 9
«Для чего мне нужен язычок?» Цель: Формирование представлений детей о языке человека, его значении. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 15
«Держим ушки на макушке» Цель: Формирование представлений об органе слуха – ухе. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 11
Март «Что лучше бумага или ткань» Цель: Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 15
«Тарелочка из глины» Цель: Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17
«Бантик из бумаги и ткани» Цель: Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 18
«В гостях у Красной Шапочки» Цель: Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 21
Апрель «Тонет – не тонет»
Цель: Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 28
«Витамины на окне»
Цель: Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 19
«Весенняя веточка» Цель: Наблюдение за появлением листочков на веточке. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20
«Что в пакете?» Цель: Знакомство со свойствами воздуха.
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 30
М а й «Мыльные пузыри» Цель: Закрепление представлений о свойствах воздуха. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 31
«Живое - не живое» Цель: Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19
Итоговое занятие Цель: Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 16 – 18
Методическая литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015