Елена Филимонова
Дополнительная программа по речевому развитию «В гостях у сказки» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
«Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир»
С. И. Мерзлякова
С каждым годом растет число детей с отклонениями в речевом развитии. Страдает внешнее оформление речи: выразительность, эмоциональность и т. д. Это объясняется неуверенностью детей, которая возникает вследствие недостаточного общения, снижением общей и речевой моторики.
Публикация «Дополнительная программа по речевому развитию „В гостях у сказки“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Для развития речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.
Одним из таких условий, способствующих раскрепощению личности, является театрализованная деятельность.
Процесс театрализованных игр довольно увлекательный и пользуется неизменной любовью у детей. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют как герои сказок.
Театрализованная деятельность в детском саду развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Выбор части программы, формируемой участниками образовательных отношений «В гостях у сказки» обусловлен тем, что развитию выразительной стороны речи, ее звуковой и интонационной культуре способствует творческая деятельность в игре, в подражании, в сказках и произведениях художественной литературы.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.).
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
В результате целенаправленного использования театрализованных игр во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Цель:
Развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Обучающие: научить детей первоначальным основам театральной деятельности (учить передавать образы героев сказок).
Развивающие : развивать у детей познавательный интерес к театральной деятельности;
Воспитательные: содействовать воспитанию эстетических способностей у детей. Развитие коммуникативных способностей.
Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети должны овладеть первоначальными основами театральной деятельности. Уметь выразительно передавать образы героев сказок.
Уметь узнавать и изображать злость, радость и т. д., отмечать их характерные особенности.
Выступать перед родителями и детьми своей группы с инсценировками.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание рабочей программы
Программа разработана для детей 4-5 лет.
Срок реализации программы - год (с сентября 2022г. по май 2023г.)
Программа рассчитана на 36 занятий: по 1 занятию в неделю (сентябрь-май).
Форма занятия - подгрупповая.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Формы занятий: беседа, игра.
Виды деятельности на занятиях:
• слушание рассказа воспитателя,
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• диалог;
• просмотр мультфильмов;
• продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация);
• чтение воспитателем художественной литературы;
• игры.
Методы обучения:
1. Игровой:
• Дидактические игры.
• Подвижные игры.
• Словесные игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
2. Наглядный:
• Рассматривание книг, просмотр мультфильмов, кукольных театров.
3. Словесный:
• Диалог.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы с детьми.
4. Практический:
• Продуктивная деятельность: аппликация, рисунки, лепка.
Предметно-пространственная среда :
• уголок «Читай-ка»
• уголок для сюжетно-ролевых игр
Взаимодействие с семьями
анкетирование;
родительские собрания;
консультации;
изготовление декораций.
Календарно-тематическое планирование
месяц тема цель продукт кружка
Сентябрь Беседа «Что такое театр», «Кто работает в театре», «Виды театров». Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. Просмотр презентации о театре
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Учить детей узнавать и называть героев сказок; обогащать словарный запас. Развивать речь, внимание. Воспитывать усидчивость. Изготовление театрального реквизита: маска
Прослушивание аудиозаписи «Маша и медведь» Закреплять умение детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; Развивать воображение. Воспитывать любовь к сказкам. Изготовление театрального реквизита: маска
Чтение сказки «Курочка Ряба» Знакомство с понятием кукольный театр «Курочка Ряба» Учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); Развивать творческие способности. Яичко для бабушки и дедушки- раскрашивание
Октябрь Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения. Оформление костюмов-трафаретов к сказке
Сюжетно – ролевая игра «Театр». Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения. Изготовление атрибутов к игре: билеты, деньги и т. д.
Игровые обучающие ситуации, диалоги между персонажами Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики. Раскрашивание раскрасок из знакомых сказок
Просмотр мультфильма «Два веселых гуся» Пение песенки Ритмопластика Учить детей внимательно смотреть сказку; вызвать желание подпевать песенку. Развивать воображение. Воспитывать любовь к сказкам. Аппликация с использованием готовых форм
Ноябрь Чтение сценария «Зимняя сказка» Учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. Раскраски героев сказки
Выбор главных героев по сценарию сказки
Репетиция действий героев по сценарию Развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Изготовление декорации
Репетиция действий героев по сценарию
Работа над интонационной выразительностью речи Работа над интонационной выразительностью речи, мимикой, движениями Изготовление декорации
Показ сказки младшим дошкольникам Вызвать желание выступать перед зрителями Изготовление приглашений для концерта
Декабрь Просмотр на видео сказки «Колобок» Продолжать учить внимательно смотреть сказки; Развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость Лепка героев сказки на выбор
Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев по сказке «Колобок» Знакомство с понятием «ролевой диалог». Аппликация из готовых форм
Инсценировка сказки с помощью воспитателя
Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь Создание коллажа
Знакомство с теневым театром. Продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к театру. Закрашивание силуэтов по любимой сказке
«Колобок»
Январь Показ теневого театра по сказке «Теремок» Формирование творческой личности посредством театральной деятельности. Изготовление фигур к театру
Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя» Помочь вспомнить содержание русской народной сказки «Три медведя», развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству. Раскраски по сюжету сказки
Ознакомление с театром на руке – варежковым «Три медведя»
Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. Рисование варежки по сказке «Три медведя»
Выбор ролей и очередность действий своих героев.
Работа над интонационной выразительностью речи и имитацией движений Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи. Аппликация по сказке из готовых форм
Февраль Чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). Раскраски по сюжету сказки
Разучивание слов героев сказки «Лиса, заяц и петух»
Последовательно выполнять событие сказки. Воспроизводить интонации для выражения различных эмоций. Нарисуем дом для лисы
Развивать умения звукоподражания своим героям.
Работа над интонационной выразительностью речи и движениями героев сказки Развивать речь, память, мышление. Формировать представления детей о добре и зле, воспитывать чувство заботливого отношения к слабым и беззащитным. Изготовление коллажа по сказке
Инсценировка сказки «Лиса, заяц и петух» с помощью воспитателя
Последовательно выполнять событие сказки. Воспроизводить интонации для выражения различных эмоций. Развивать речь, память, мышление. Совместное изготовление поделки из природного материала по сказке
Март Чтение сказки «Репка» Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Аппликация по сказке
Проигрывание сказки с имитацией движений животных
Работа над интонационной выразительностью речи и движениями героев сказки Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки Рисование крупой
Показ сказки «Репка» младшим дошкольникам Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности. Подготовка атрибутов к сказке
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.) Развивать пантомимические навыки. Последовательно выполнять события сказки. Лепка «Заяц»
Апрель Чтение сказки «Волк и 7 козлят» Познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят». Воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно. Изготовление масок
Просмотр мультфильма и распределение ролей Подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушания. Прививать навыки и знания о безопасном поведении дома и на улице среди незнакомых людей. Продолжаем работу над масками
Работа над интонационной выразительностью речи по сказке «Волк и семеро козлят»
Имитация движений героев сказки «Волк и 7 козлят» Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительность движения со словами. Изготовление атрибутов по сказке
Драматизация сказки «Волк и 7 козлят» при помощи воспитателя Способствовать развитию диалогической речи. Закладывать основы нравственности, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих. Подбор костюмов героям сказки
Май Знакомство с содержанием русской народной сказки «Репка на новый лад», рассматривание иллюстраций по данной сказке Расширять кругозор, словарный запас, знания о нормах и правилах поведения и безопасности. Способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально передавать знакомые сюжеты. Обрывная аппликация «Репка»
Выбор героев для драматизации сказки «Репка на новый лад», разучивание слов героев сказки.
Работа над интонационной выразительностью речи Формировать умение понимать содержание сказки; уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации, правильно оценивать действия и поступки героев. Развивать образное мышление, творческие способности. Изготовление атрибутов к сказке
Отработка движений и очередности по сказке.
Репетиция сказки» Репка на новый лад» Способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально передавать знакомые сюжеты. Закладывать основы нравственности, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих. Изготовление открыток-приглашений родителям
Показ сказки «Репка на новый лад» для родителей Развивать стремление детей находить выразительные средства для создания образа, используя движения рук, позу, мимику, речевую интонацию. Фото-коллаж
Материально- техническое обеспечение программы
• Художественная литература; иллюстрации к сказкам; аудиозаписи; видеозаписи мультфильмов по сказкам; игры; декорации к сказкам; костюмы сказочных героев; атрибуты; ноутбук, муз. колонка.