Ольга Спалевич
Круговая тренировка для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Круговая тренировка для детей старшего дошкольного возраста
Одно из важнейших направлений работы с детьми дошкольного возраста - охрана и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Для повышения эффективности физического воспитания при его планировании нужно отдавать упражнениям, оказывающим разное воздействие на организм. Физические нагрузки, не активизирующие его основные функции, не дадут достаточного оздоровительного эффекта. В связи с этим возникла необходимость моделирования НОД нового типа по принципу - круговой тренировки.
Публикация «Круговая тренировка для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Метод круговой тренировки представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивание, приседание, отжимание в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз. Количество «станций» может быть различным. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощённые варианты круговой тренировки, предусматривающие выполнение на «станциях» разнообразных упражнений. В комплекс, как правило, включают по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и два общего воздействия.
Физкультурное занятие с применением круговой тренировки проводится по традиционной методике и состоит из трёх частей — вводной, основной и заключительной.
В своей практике я применяю метод круговой тренировки систематически. В соответствии с принципами ФГОС реализую поддержку детской инициативы и право выбора. Перед тем как приступить к круговой тренировке, детям на выбор предлагаю карточки с упражнениями, которые они хотели бы сегодня выполнить на тренировке. Карточки подобраны таким образом, чтобы в тренировке были задействованы все группы мышц Дети самостоятельно готовят 5-6 станций с разнообразным спортивным инвентарем, направленным на тренировку различных групп мышц. Далее идет разогревающая мышцы разминка. После того, как дети разогрелись, они делятся на 5-6 подгрупп (парами) и по моему сигналу начинают работать по 30-60 секунд на каждой станции. Таким образом каждый ребенок контактирует с разнообразным инвентарем в течение короткого времени, что обеспечивает интерес к деятельности и стойкую мотивацию к занятиям спортом.
При разучивании выбранного комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возраста я применяю следующую последовательность действий:
1. Разместить занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все "станции" и выполняемые на них упражнения.
2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. Учитывая рассеянное внимание дошкольников, использую специальные организационно-методические приемы, способствующие сосредоточению занимающихся, иначе невнимательное отношение к объяснению и просмотру упражнений приведет к недополучению части информации и в конечном итоге к ошибкам.
3. Отчетливо произношу название каждой "станции", объясняю двигательное задание, а дети выполняют упражнение. Не обязательно показывать каждое задание: во-первых, упражнения, включаемые в содержание круговой тренировки, предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам рассчитаны на детей, а не на взрослого.
4. По сигналу дети начинают одновременно делать упражнения, а я наблюдаю за ними, даю дополнительные словесные указания, объяснения, исправляю ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех "станциях". Использую соответствующее темпу выполнения упражнений музыкальное сопровождение.
После основной части физкультурной деятельности провожу различные игры. Игры могут быть как подвижные, так и малой подвижности. После круговой тренировки желательно провести игру малой подвижности. Это могут быть игры с игровым парашютом, игры босиком (пальцами ног, собрать камни) и т д.
Во время релаксации применяю элементы игрового стретчинга и йоги с использованием различного инвентаря такого как, например: спортивные коврики, массажные коврики, гимнастические палки, мячи и т. д.
Круговая тренировка в зависимости от поставленных задач, количества «станций» и кругов укладывается в определённый лимит времени. Так как продолжительность физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста составляет 25—30 минут, то оптимальное время для круговой тренировки — не более 8—12 минут.
Составляя комплексы, необходимо чередовать активный отдых одних мышечных групп с работой других. После трудного упражнения следует подбирать более лёгкие, дающие возможность восстановить силы и успокоить дыхание.
Для выявления эффективности метода круговой тренировки в 2019-2020 учебном году провела сравнительный анализ работы с дошкольниками при условии применения метода круговой тренировки и без его применения. В сентябре 2019 года была проведена входная диагностика физического развития детей старших групп «Белоснежка» и «Дюймовочка».
Для диагностики были взяты следующие упражнения:
1. Пройти на носочках по проведенной линии (шнуру, сохраняя равновесие, руки за голову.
2. Проползти на животе под низко натянутой веревкой, не задевая ее.
3. Прыжки через гимнастическую скамейку при помощи рук.
4. Ходьба по бревну, руки в стороны.
5. Упражнение «ласточка», сохранение равновесия.
6. Упражнение «присед».
Так как эффективность применения метода можно увидеть в сравнении с «контрольной группой», где не применялся метод, то в группе «Дюймовочка» в течение 2019-2020 учебного года применялась круговая тренировка, в группе «Белоснежка» - нет. По итогам учебного года (в связи с самоизоляцией диагностика была проведена в марте 2020 года) были выявлены следующие результаты:
Группа Сентябрь 2019 Март 2020
Не соотв. Частично
соотв. Соотв. Не соотв. Частично
соотв. Соотв.
Белоснежка 11,8% 73,5% 14,7% 3,9% 45,1% 51%
Дюймовочка 11,8% 76,4% 11,8% 2% 36,3% 61,7%
По результатам итоговой диагностики видно, что дети группы «Дюймовочка», где применялся метод круговой тренировки, имеют более высокие и стабильные результаты физического развития. Убедившись в эффективности применения круговых тренировок для физического развития старших дошкольников, я стала применять метод круговых тренировок для всех групп старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в процессе круговой тренировки закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, улучшается общее физическое и психическое состояние дошкольников. Круговая тренировка способствует воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность, организованность и инициативу.