Елена Петрова
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Как вы считаете, что значит быть хорошим воспитателем?
• Какую роль играет образование в профессии педагога?
• Набором, каких личностных и профессиональных качеств должен обладать педагог? (грамотная речь, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты, умение слушать, находить общий язык с родителями, воспитывать правильные ценности, иметь представление о детской педагогике и психологии)
Публикация «Круглый стол „Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников“» размещена в разделах
• Какие специальные знания, умения и навыки необходимы ли педагогу в работе? (владеть методикой дошкольного образования, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом. Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Воспитатель должен быть творческой личностью. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего).
2. Каким на ваш взгляд, должен быть современный педагог?
• Какими качествами обладать (терпеливость, доброжелательность, быть красивым, аккуратным, не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки)
• Какие черты характера должен сочетать в себе воспитатель (это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника).
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
3. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) впервые появился термин, который ранее не использовался в советской дошкольной педагогике. В пункте 2.11.2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.
Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует.
Как можно трактовать это понятие?
• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
• Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.
Таким образом, культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности.
4. Что относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?
В литературе выделены следующие виды культурных практик :
• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и др.)
• практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры).
• практики игрового взаимодействия (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).
• Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации.
• Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).
• Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).
• Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно -исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно - патриотическое воспитание, самопознание)
5. Через какие виды детский деятельности согласно ФГОС ДО формируются культурные практики? (ФГОС ДО п. 2.7.)
• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
• восприятие художественной литературы и фольклора
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
6. Ведущая культурная практика?
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
7. Зачем нужны культурные практики?
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.
• В результате реализации культурных практик происходит формирование универсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
8. Приведите примеры культурных практик, формирующихся в процессе вашей деятельности?
• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.
• Творческие мастерские.
• Музыкально-театральные и литературные гостиные. Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
• Сенсорные и интеллектуальные тренинги - это система заданий, преимущественно игрового характера.
• Экспериментирование.
• Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др.
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
9. Назовите условия организации и проведения культурных практик.
• Осознанная мотивация педагогов.
• Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т. д)
• Готовность педагога организовать содержание деятельности.
• Компетенция педагога в области культурной практики.
• Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно.
• Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении.
• Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска» культурной практики.
• Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка
• Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике
10. По каким направлениям идет процесс Проектирования культурных практик в образовательном процессе?
• Кто является их инициатором?
• Культурные практики на основе инициатив самих детей
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.
• Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
11. Когда практика ребенка становится культурной?
(когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».
12. Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем нужны культурные практики?» Кто ответит?
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
• с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования.
• культурные практики напрямую решают задачи социализации.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» (Н. Б. Крылова – кандидат философских наук).