Зубейда Мавлудова
Круглый стол с воспитателями групп раннего возраста «Особенности организации работы в период адаптации детей к ДОО»
Круглый стол с воспитателями групп раннего возраста на тему
«Особенности организации работы в период адаптации детей к ДОО»
Цель: повысить профессиональный уровень воспитателей и младших воспитателей, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Публикация «Круглый стол с воспитателями групп раннего возраста „Особенности организации работы в период адаптации детей к ДОО“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Круглый стол для педагогов
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи:
- помочь воспитателям и младшим воспитателям, работающим с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, выработать правильный (оптимальный, эффективный) подход к маленькому ребенку;
- улучшить систему воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- помочь воспитателям обеспечить каждому ребенку возможность максимально безболезненно адаптироваться в новых для него условиях.
Оборудование: столы, стулья по кругу для всех участников.
Ход работы:
Понятие «Адаптация» - это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Социальная адаптация начинается с развития ребенка.
Какие фазы адаптации можно выделить?
1. Острая фаза – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в сад. Могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в сад.
Начало организации работы.
1. На сколько этапов можно условно разделить организацию работы?
1.1. Работа с родителями – 1й этап. До начала нового учебного года, воспитатель знакомится с родителями и с самими детьми. Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания ребенка, предшествующих приходу ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование. Также воспитатель проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, спальню, игрушки.
1.2. Индивидуальные беседы – 2й этап (сентябрь-октябрь). В ходе беседы родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это время заполняется протокол, в котором воспитатель отмечает, как проходит адаптация и повлияло ли посещение сада на поведение ребенка.
2. По каким вопросам проводятся консультации для родителей?
2.1. Формирование навыков самообслуживания.
2.2. Обсуждение возможных проблем, возникших в ходе адаптации.
3. Что воспитатели готовят для информирования родителей?
3.1. Оформляют стенды по тематике и родительские уголки.
Работа с родителями.
1. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
2. С чего начинать подготовку детей к ДОУ?
Целесообразно рекомендовать родителям приводить ребенка только на прогулку – так проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как родители приходят за детьми.
3. Если у ребенка к моменту поступления в ДОУ еще сохранились привычки к укачиванию или сосанию пустышки.
Что делать? Отучать его надо постепенно. Сначала дома, а потом уже и в яслях, договорившись с воспитателем.
4. Как сформировать доверие ребенка к воспитателю?
В группе или на прогулке, найдите момент, чтобы отойти, скажите ему: «Ты поиграй, а я отойду». Предупредить ребенка надо обязательно! Отсутствие мамы не должно превышать 2-3 минуты. В это время воспитатель должен сказать, что мама точно вернется. По возвращению обоснуйте свое отсутствие и похвалите ребенка за то, что он вас подождал. Ребенок доволен: воспитатель прав; мама вернулась.
5. Как предупредить безболезненное вхождение ребенка в социум?
Пример: Соня живет с мамой и папой в своем тихом «мирке». Родители боятся, что большое количество детей ее напугает. Что делать? С этой целью ходите с ребенком в гости, оставляйте его изредка у своих знакомых, у которых есть дети, приблизительно его возраста. Гуляя, завязывайте обширные знакомства на детской площадке.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Как правило, занятие начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другими задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться со сверстниками.
Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. Она мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей, игрушки доступны для самостоятельного пользования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей.
Во время утреннего приема детей проводятся речевые настройки, психологические игры, утренняя гимнастика, повышающие эмоциональный настрой детей.
Полочка с домашними вещами и игрушками способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у ребенка чувства уверенности в себе.
Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, рассматривание которых всегда поднимают настроение загрустившему малышу. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. В группе можно послушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы» и др. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и поплясать. Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.
Чтение ребенку произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. Использование фольклора поможет достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, пробуждает познавательную активность. Известно, что фольклорные произведения можно подобрать на все случаи жизни.
Можно использовать игры- забавы: «Разноцветный зонт», «Курочка и цыплята», «Раз грибок, два грибок», «Лошадки», «Спрячемся в домик». Эти игры имеют неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание.
Упражнения на релаксацию – один из способов предотвращения стресса у детей, они оказывают положительное влияние на психическое здоровье ребенка. Это -дыхательная гимнастика, игровые упражнения для мышечного и эмоционального расслабления, элементы телесной терапии. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, педагог воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры, С ней связано возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих. Неоценимую услугу оказывает в этом включение в педагогический процесс с детьми коммуникативных игр. Когда малышам одиноко в новой непривычной обстановке, именно, игра в «общение» может скрасить первое время пребывания в детском саду («Давайте познакомимся», «Кто в домике живет?», «Чей голосок?») Кроме того, с помощью совместных коммуникативных подвижных игр, можно позабавить ребят, развеселить их пребывание среди незнакомых людей, зарядить его эмоциями, настроениями. («Мы скачем по дорожке», «Большие ноги», «Карусели», «Салют», «Воздушные шары»)
Очень радует детей совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой. Это прибаутки («Ладушки - ладушки», «Догонялки»; игры с пальчиками «Сорока - сорока», «Семья»). В игре «Ладушки» назвать имена всех детей; «. маслом поливала, детям давала: Саше два, Маше два, Кате два.» При этом касаться ладошек каждого ребенка своими руками. Тактильный контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Стеснительным и замкнутым детям эти игры помогают быстрее преодолеть внутренний барьер и пойти на контакт со взрослыми и сверстниками.
Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, используют народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать). Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.
Сенсорные игры дают ребёнку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.
Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. на этапе адаптации необходимо использовать игры, направленные на развитие тактильно–кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребёнка не только развивается мелкая моторика, но и речь. И если ребёнок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх он может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.
Пальчиковые игры замечательны по своей сути, они не только развлекают малышей, но и способствуют формированию их представлений об окружающем мире, развивают речь, тренируют память, умение соотносить свои движения с текстом, развивают мелкую моторику рук. Кроме того, монотонные движения руками или сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции
Необходимо включать пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально-стимулирующей гимнастики.
Кроме того, привлекать к активному участию родителей малышей, предлагая проделывать пальчиковую гимнастику с детьми дома. С этой целью для родителей проводятся консультации и индивидуальные беседы, предлагается богатый наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях. ежедневно используем три–четыре пальчиковые игры, которые помогают «собрать» детей, сосредоточить на другую деятельность.
1. Каким образом разместить мебель в игровой комнате?
Мебель лучше разместить так, чтобы она образовывала маленькие комнатки (зоны). Хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
2. Если малыш не владеет речью настолько, чтобы выразить свои эмоции, как можно ему помочь? И что для этого можно использовать?
Психологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка хорошая возможность выплеснуть на бумаге свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом поможет решить эту проблему.
3. Что может способствовать успокоению и расслаблению ребенка?
В период адаптации — это очень важно. И в этом вам помогут игры с песком или водой. Летом подобные игры организовываются на улице. В осеннее-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды (ложки, сито, воронки). Дети могут купать в воде резиновых кукол, пускать кораблики и т. д.
Проблемы, возникающие в период адаптации.
1. Ребенок не реагирует ни на одно замечание или просьбу воспитателя. В чем может быть причина?
Возможно, дома его зовут не по имени, а сокращенно (уменьшительно- ласкательно). Поэтому, зная, как ребенок отреагирует на смену обстановки, условия и требования, воспитатель должен заранее узнать о привычках ребенка.
2. Ребенок отказывается спать в саду. Что делать?
Для начала нужно создать теплую, уютную обстановку для малыша. Можно дать в кроватку любимую игрушку, можно взять малыша на руки, покачать. Ласковое общение, тактильный контакт с ребенком позволяет ему чувствовать себя защищенным и помогает быстрее успокоиться.
3. Что может осложнить адаптационный период?
Затяжное отсутствие ребенка в детском саду.
А можно ли делать небольшие перерывы, скажем «выходной» для ребенка?
Да, это можно делать каждые 2-3 дня.
Используемая литература:
Книги, статьи, монографии
2. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2007. – 79 с.
3. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя детского сада / Е. Зворыгина – М. : Просвещение 1988. – 96 с.
4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация в детском саду. - М., 2008
5. Кузнецов П. В. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991
6. Кутузова И. Развитие игровой деятельности /И. Кутузова // Журн. «Дошкольное воспитание». – 2003. - №5. – С. 25 – 27.
7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2002
8. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. Кн. для воспитателя детского сада / К. Л. Печора – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
9. Печора, К. Л. Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни/ К. Л. Печора // Научно-методический журн. «Дошкольное воспитание» - 2013. - №9. - С. 44- 53.
10. Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигулова, С. Ю. Мещерякова – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.