Ольга Прокопьева
Круглый стол с родителями «Лицом к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол с родителями на тему :
"Лицом к природе"
Цель: обсуждение с родителями проблемы формирования экологической культуры ребенка; способствование повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи:
Публикация «Круглый стол с родителями „Лицом к природе“» размещена в разделах
1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;
2. Познакомить родителей с различными формами деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
3. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;
4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
5. Включение родителей в совместную работу над проектом " ".
Форма работы: "круглый стол".
Участники: - родители группы компенсирующей направленности «Лучик»;
- воспитатель
Предварительная работа:
• Анкетирование родителей
• Изготовление памяток для родителей "Правила поведения в природе" (Приложение 1)
Инструментарий и раздаточный материал:
- карточки с высказываниями, "экологические" ситуации, памятки-подсказки, проектор, видеосюжеты.
Ход встречи
1. Организационный этап
- Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Спасибо, что пришли! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.
У нас с вами одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
По тем ответам, что вы дали в анкете, стало ясно, что вы готовы сотрудничать с детским садом и двигаться в одном направлении, приобщая детей к природе.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Просим вашего внимания, посмотреть видеоролик.
2. Просмотр детского социально-экологического видеоролика. - "Мир заново не нарисуешь". Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
- Мне бы хотелось перейти к обсуждению некоторых вопросов.
Скажите, пожалуйста, свою точку зрения:
- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
- Как вы думаете. Почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?
- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления. Приметы, учить стихи о природе?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья. Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
- Что больше всего, по-вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Самым правильным будет начать с себя, родителя. Начать работать над собой, менять свои привычки, образ жизни. Предлагаю игру.
3. Проводится игра "Директива" (это скрытое приказание неправильно сформулированное родителями за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)
Раздаются карточки с высказываниями.
Примеры высказываний:
1. "Не ломай ветки, бесстыдник" - "Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем".
2. "Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?" - "Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?"
3. "Куда бежишь как сумасшедший? Не видишь, машины едут!" - "Пойдем медленнее. Вспомним правила поведения на дороге".
4. "Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый. Ты что лужу не видел? Недотепа". - "Будь повнимательнее в следующий раз - обходи лужу".
Родители согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше "воспитание" к окружающему, к окружающим, к самому себе. Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом можете вы.
4. Обсуждение ситуаций на тему: "Дети и природа"
Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача найти правильные пути ее решения:
а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?
б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. "Теперь ты будешь моя",- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?
в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он от отца. - Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?
г) Кто - то заметил: "Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем". "Включите магнитофон погромче" - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?
5. Обсуждение этапов работы над проектом " Природа глазами ребенка "
- Одним из главных моментов в сегодняшней нашей встрече, познакомить Вас с экологическим проектом, который мы с ребятами сейчас реализовываем.
Родителям оглашаются этапы работы над проектом, акцентируются те этапы, в которых они смогут принять непосредственное участие.
- Просим Вас принять активное участие.
6. А теперь мы предлагаем Вам подумать и продолжить высказывание:
"Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я… "
(Каждый из родителей даёт свой ответ, что бы они сделали, чтобы их ребёнок бережно относился к природе).
Итог мероприятия:
- В завершении нашей встречи, мы хотим раздать Вам "правила поведения в природе" или "экологические запреты".
- Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей.
Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: "Не делай того, не делай этого. " Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка?
Определенные экологические запреты абсолютно необходимы.
"Обрушивать" эти запреты на ребенка "сверху" нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты дошкольниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку.
Следует учитывать правила поведения в природе.
Воспитание у детей любви к природе, бережное отношение следует считать важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей. Мы надеемся, что время, проведенное сегодня, не было потрачено впустую, вас заинтересовало экологическое воспитание детей, данный проект и наша совместная работа принесет плоды, а также, надеемся, что вы получите удовлетворение от совместной творческой деятельности.
Памятка
"Правила поведения в природе"
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников! Листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится.
2. Не повреждай кору деревьев! Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
3. Не собирай березовый сок! Помни, что это вредит дереву.
4. Не рви в лесу, на лугу цветов! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Лекарственные растения - ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Разумеется, сбор лекарственных трав должен проводиться под руководством взрослого.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
7. Не сбивай грибов, даже ядовитых! Помни, что грибы очень нужны в природе.
Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корня ми деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков! К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
10. Не разоряй гнезда шмелей! Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась.
11. Не разоряй муравейники!
12. Береги лягушек, жаб и их головастиков!
13. Не подходи близко к гнездам птиц! Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
15. Не разоряй птичьи гнезда!
16. Не шуми в лесу, в парке! Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
17. Не жги весной траву на лугу! Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.
18. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора! Никогда не выбрасывай мусор в водоемы. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы.