Елена Паршакова
Консультация «Предметно-развивающая среда как средство здоровьесбережения в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Предметно-развивающая среда как средство здоровье сбережения в рамках ФГОС ДО. "
(Слайд 1) Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ.
Публикация «Консультация „Предметно-развивающая среда как средство здоровьесбережения в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Одним из направлений в деятельности нашего детского сада является организация здоровье сберегающей среды, которая направлена на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать здоровье детей.
(Слайд 2) Таким образом, в соответствии с ФГОС вся работа нашего педагогического коллектива направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Для решения данных задач, необходимо иметь правильно-построенную развивающую среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.
(Слайд 3) Предметно-развивающая среда должна быть :
- содержательно - насыщенная (оснащена средствами обучения и воспитания, техническим, спортивным, игровым оборудованием и т. д.)
- трансформируемая (изменятся в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
- полуфункциональная (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т. д);
- вариативная (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
- доступная;
- безопасная.
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения детей.
Пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов. Предметно-игровая среда групп нашего детского сада организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
(Слайд 4) В группах созданы центры и зоны: игровой центр; спортивный центр; литературный центр; центр науки и озеленения; центр творчества; центр познания; центр строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек, а также психологического и физического здоровья.
(Слайд 5) Игровой центр. Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. Именно в игре, дети могут проиграть сложные психологические ситуации, которые помогают им эмоционально восстановиться. Также необходимо предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.
(Слайд 6) Спортивный центр содержит:
- инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Все это укрепляет физическое здоровье детей.
(Слайд 7) Литературный центр включают:
- пособия и материалы по развитию речи, мнемотаблицы, дидактические игры. Различные детские книги с портретом писателей, сказки, стихи, потешки, фольклор, где удобно проводить сказкотерапию, что способствует раскрепощению детей. Размещение материалов рациональное и удобное для детей (книжный уголок совмещен с уголком театрализованной деятельности, где представлены различные виды театра и атрибуты для ряжения - это помогает снять стресс, страх, отчуждение).
(Слайд 8) Центр творчества содержит материалы: по рисованию, лепке, аппликации, книжки-раскраски, трафареты, фонотека музыкальных произведений. Можно провести ИЗО – терапию, или музыкотерапию, где нормализуется психологическое здоровье дошкольников.
(Слайд 9) Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам: формирование экологической культуры дошкольника, развитие элементарных естественно-научных представлений, элементарных представлений, об анатомии и физиологии человека.
(Слайд 10) Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В первую очередь дети развивают общую и мелкую моторику, а так же учатся общаться между собой.
(Слайд 11) Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.
(Слайд 12) Центр познания включает в себя развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты; что обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей.
(Слайд 13) Предметно-развивающая среда на территории ДОУ также организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Педагоги нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда нашего детского сада играет большую роль в гармоничном, здоровье сберегающем развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребенка, как психическое, так и физическое.