Елена Рубцова
Круглый стол для родителей «Подготовка ребенка к школе летом»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: круглый стол
Продолжительность: 1-1,5 часа
Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.
Публикация «Круглый стол для родителей „Подготовка ребенка к школе летом“» размещена в разделах
Задачи: способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников круглого стола; дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт взаимодействия друг с другом, культуры общения.
Участники: родители детей подготовительной группы, завуч МОУ СОШ №40 и воспитатели.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы искренне рады видеть Вас. Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье — это поступление ребенка в школу.
Это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе?
Предлагаю Вам родители выполнить задание : определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор.
(на столах лежат :
• Красная полоска – сильное беспокойство;
• Синяя полоска – умеренное беспокойство;
• Зелёная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.
Как Вы думаете, от кого или чего зависит успешное обучение детей в школе, мы сейчас Вас ознакомим с требованиям к первокласснику, познакомит с жизнью детей в школе. Из всего сказано выше, можно сделать вывод, что нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период подготовки детей к школе.
Завуч:Сегодня мы постараемся ответить на вопрос «Что значит ребенок готов к школе?» К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Это ошибочное мнение. Сейчас мы вместе разберемся, что включает в себя феномен «готовность к школе». Он складывается из из различных видов готовности. Как Вы думаете, что является самым важным фактором? (Предположительные ответы родителей).
— физическая: зрелость опорно – двигательного аппарата, зрелость нервной системы (подвижность, сила, ловкость, развитие мелкой моторики).
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие.
Как Вы думаете, что ещё является самым важным фактором? Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Психологи делят готовность к школе на три вида :
личностная готовность,
мотивационная готовность,
интеллектуальная готовность.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Личностная готовность включает в себя:
• умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)
• умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)
• отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок («Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Вы обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
Назовите следующий фактор: (Ответы родителей).
Интеллектуальная готовность— это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления, воображение, речь) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи, памяти, внимания, воображения.
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; поэтому»
• Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»
• Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать
• Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от, сзади от, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к, дальше всего от… и т. д.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой «специализации», а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
К одному из показателей относится развитие произвольной памяти у детей – сознательное запоминание. Для этого используйте приемы:
• разучивайте стихи, скороговорки, сочиняйте сказки;
• просите повторять наизусть услышанный текст, пересказывать его своими словами; запоминание различных предметов, их количество, взаиморасположение;
• обращайте внимание ребенка на детали окружающей обстановки;
• запоминание последовательности цифр (номер телефона).
• Игровое упражнение с родителями «Давайте поиграем» : перечисляю 9 слов:
Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать (если ребенок повторил 7 слов – высокая произвольность памяти, 4-6 – средний степень привольности, 3-4 – низкая степень)
В наше время выпускается много книг для развития памяти, используйте их для игр с ребенком дома (показ литературы по теме).(БУКЛЕТ)
Внимание – оно должно носит произвольный характер. Его развитие во многом позволит облегчить процесс обучения в начальной школе, когда от ребенка потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Для развития внимания можно проводить следующие игры:
• в статье газеты вычеркивать, подчеркивать определенные буквы в течении 2-х минут, главное без ошибок;
• запомнить предметы в течении 3-4 секунд и перечислить их;
• игры-лабиринты (проследить дорожку). (БУКЛЕТ)
Мышление – у детей 6-7 лет носит логический характер. Для развития мышления дома проводите следующие игровые упражнения:
• сравнение двух почти одинаковых рисунков (найти различия);
• «четвертый лишний» (слова, картинки);
• «Чего не хватает?»
• (Предложить родителям для использования домашних условиях альбома «Учимся мыслить логически.
Развитие мелкой моторики – умение свободно владеть карандашом или кистью при разных приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. Важно научить ребенка правильно держать пишущий предмет.
Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко! Этому способствует:
• Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников.
• Изготовление поделок из бумаги.
• Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
• Конструирование.
• Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
• Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
• Нанизывание бус и пуговиц.
• Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
• Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д.
• Переборка круп.
• «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. (проведение пальчиковой гимнастики «Снежок», «Кулачок, ребро, ладонь»
• Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
(слайд 5)
Мотивационная готовность.
Психологическая готовность к обучению в школе — это так же мотивация:
• желание учиться, получать знания
• это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные)
• определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес).
«Как вызвать интерес у ребенка к обучению в школе?»
1. Расскажите ребенку о своих школьных годах.
2. Организуйте дома рабочее место для будущего школьника.
3. Поиграйте с ребенком в «школу».
4. Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях.
(слайд7)
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
МАТЕМАТИКА
• знать прямой и обратный счет до 10
• предыдущие и последующие числа в пределах 10 ( например: Что больше 7 или 4, 2 или 5; посчитай от 2 до 8, от 9 до 4; назови соседей числа 7 ит. д.)
• геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других
• названия 14 цветов и оттенков;
• уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие;
• уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше)
• уметь хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
Речь — это форма мышления. Основная функция речи — общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Ребенок, поступающий в школу, должен:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• различать и называть слова с определенным звуком;
• уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец);
• делить слова на слоги;
• составлять слова из слогов;
• иметь представление о предложении;
• уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
• подбирать синонимы, антонимы;
• использовать разные способы образования слов;
• пересказывать знакомые сказки и рассказы;
• составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним,
предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
— не ругать ребенка за неправильную речь;
— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку
Для развития речи детей можно применять следующие игровые упражнения:
-Можно поиграть с дошкольником в слова : пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.
-Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
Разговорная речь
• Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами.
• Не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца.
• Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
• Учить грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями.
Для развития слуховой дифференциации звуков можно показать ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.
Пример:(з-с) коза — коса
(с-т) санки — танки
(с-ш) мишка — миска
(р-л) рожки — ложки
(ш-щ) чашка — чаща
(г-к) гости — кости
(д-т) плоды — плоты
(б-п) башня — пашня
Для развития связной речи, предложите ребенку рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.
Для развития словаря можно провести следующие игровые упражнения:
1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.
2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце — посуда).
3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).
4. Подбор действий к предмету (птица, собака).
5. Подбор предметов к действию (лает, мяукает).
6. Подбор слов, близких по значению: хороший — приятный.
7. Подбор слов противоположных по значению: хороший – плохой, здоровый -больной, добро – зло.
Т. О., для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, испытывают серьезные трудности в школе. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные подготовительные упражнения, которые способствуют развитию речемыслительной деятельности ребенка. К школе ребенок уже должен хорошо владеть речью, легко отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы, иметь хорошую дикцию.
В заключении хочется сказать: как бы ни продвигались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, он для вас самый любимый!
Только мы, взрослые, можем сделать каждый новый день спокойным и добрым, только мы можем помочь своему ребенку вырасти не задерганным неврастеником, а здоровым и уверенным в себе человеком. Нам только нужно помочь ему. Давайте начнем это делать с сегодняшнего дня.
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!
Литература:
• Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : задачи, упражнения, диагностика. – М., 1994.
• Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е. А. Левановой – СПб. : Питер, 2006.
• Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. – СПб. : Дельта, 1997.
• Осипова А. А. Общая психокоррекция. Уебное пособие для студентов ВУЗов. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
• Популярная психология для родителей / Под ред. А. С. Спиваковской. – СПб: Союз, 1997.
• Хасанов А. Е. Тесты для родителей. – Минск, 1999.
• 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. : АСТ, 2002.