Виктория Демидова
Консультация для родителей «Подготовка ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребенка к школе.
Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков подчеркивают, что готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.
Психологическая готовности ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщений знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целое единство, имеющее определенную структуру.
Темочки:
Трудность в обучении дошкольников грамоте заключается в том, что слова выступают для них только как обозначение предметов, при этом значение слова в детском сознании отражает всю совокупность свойств реальных предметов. Обучение ребенка грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха – умения правильно слышать и выделять все звуки речи – и правильного произношения (артикуляции) звуков речи. Неправильное и неотчетливое произношение слов и отдельных звуков в словах может вызвать серьезные трудности при выработке грамотного письма у школьника. Такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом и встречаются в письменных работах даже у школьников старших классов. Поэтому, недостатки в развитии речи необходимо постараться устранить до поступления в школу. При дефектах речи, связанных с органическими или стойкими функциональными нарушениями, коррекционную работу должен проводить специалист-логопед.
После того, как ребенок научится слышать и правильно произносить звуки, необходимо научить его определять место отдельных звуков в словах и их последовательность. Используют игры и упражнения на звуковой анализ слова, сравнение предметов, определение формы предметов, составление фигур и частей.
Для успешного начала школьного обучения необходимо, чтобы будущий школьник владел некоторыми элементарными навыками учебной работы: умел правильно сидеть за столом (партой) и правильно держать ручку (карандаш, мог ориентироваться на странице в тетради и книге, слушать и выполнять задания учителя; знал и выполнял правила поведения на уроке и в школе.
Поэтому необходимо выполнять рекомендации по организации графической деятельности детей и подготовки руки к письму; проводить графические упражнения и игры. Также необходимы игры и упражнения для развития предпосылок логического мышления, способности к обобщениям; развития образно-схематического мышления и зрительного анализа. Необходимо развивать способность ребенка выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка предрасположенности к дисграфии.
Если уже в дошкольном возрасте какая-то из функций, имеющих прямое отношение к процессу письма, явно «западает», то позднее это обязательно проявится и на письме в виде специфических ошибок.
Но если «несовершенства» могут быть выявлены уже в дошкольном возрасте и полностью ясна их самая прямая и непосредственная связь с неизбежно появляющимся в дальнейшем тем или иным видом дисграфии, то это дает право говорить о существовании предпосылок дисграфии, как бы заблаговременно предупреждающих о ее будущем обязательном появлении. Дисграфия, подчеркивает Л. Г. Парамонова, никогда не возникает «из ничего». «Борьба» с данной формой речевой патологии должна начинаться не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Для глобального решения этой очень сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста, чем о путях ее преодоления у школьников, тем более что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.