Селиверстова Татьяна
Круглый стол «Грамотная речь педагога — правильная речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол «Грамотная речь педагога — правильная речь детей»
Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в цело
Задачи: Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.
Публикация «Круглый стол „Грамотная речь педагога — правильная речь детей“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вводная часть:
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Данное утверждение актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых.
Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в и речи.
Речь педагога должна быть не быстрая и не замедленная, чтобы воспитанники успевали вникнуть в суть сказанного. Речь воспитателя должна соответствовать возрастным особенностям детей, на которых она направлена. Педагог должен учитывать развитие детей, запасу и представлений об окружающем мире. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с воспитанниками основные нормы и правила русского языка. Нельзя использовать в своей работе ненормативную лексику, слова-паразиты, жаргонные слова. Но самое главное – педагог должен уметь слушать и слышать ребенка, с которым он говорит. Знания этих требований, их соблюдение и совершенствование своей речи – это успех в работе педагога по воспитанию и развитию речи свои воспитанников.
Компоненты речи педагога.
Профессиональная деятельность педагога во многом зависит от его культуры речи, которая предполагает ряд необходимых, значимых и обязательных составляющих.
Голос – важнейший элемент техники речи. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с детьми, говорить не для себя, а для слушателей. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Орфоэпия – правильное литературное произношение все слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности. Пользуйтесь словарями-справочниками.
Выразительность – это четкая модулированная особенность речи, без которой слушать педагога неинтересно. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, в которой особое значение приобретают интонация, жесты и мимика.
Дыхание – это важный физиологический процесс, который осуществляется рефлекторно. Но процессом дыхания человек способен управлять, делая его длинным, плавным, ритмичным. Речевое дыхание важней шее условие полноценной речевой деятельности.
А теперь мы предлагаем немного порассуждать, потренироваться и вспомнить некоторые правила русского языка.
И хотелось бы начать со слов французского философа Вольтера
«Выучить несколько языков – дело нескольких лет, а чтобы научиться говорить на родном языке как следует, надо полжизни».
Предлагаем сыграть в игру «Закончи предложение»
Вам надо закончить предложение, употребив существительное в правильной форме.
1. Окна занавешены (тюль) тюлем – м. р.
2. Лицо скрыто (вуаль) вуалью – ж. р.
3. Вымою голову (шампунь) шампунем – м. р.
4. Я встала, сняв ребенка с (колени) коленей.
5. В саду много (яблони, вишни) яблонь, вишен.
6. Карантин по гриппу продолжался (22 сутки) двадцать двое суток.
Эстафета-физминутка
Передаем мяч и говорим: «Чтобы у детей в группе была хороша развита речь, я должна… (много разговаривать, читать, объяснять, лепить, раскрашивать и т. д.)
Эффективная деятельности педагога – это искусство, которому нужно учиться. Культура выступления – один из путей к профессиональному самосовершенствованию. Предлагаем воспитателям преодолеть этот путь, представив творческий портрет идеального педагога.
И сейчас мы предлагаю всем участникам круглого стола выразить свое отношение к своей профессии через синквейн.
Эффективность метода
1. Синквейн развивает речь, обогащает словарный запас.
2. Он учит анализировать материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.
3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.
4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым.
предмета.
Заключение:
Соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешной работы воспитателя по речевому развитию в ДОУ. Нашу встречу мы хотим закончить.
Не бойтесь учиться, совершенствоваться, в том числе и в речевом развитии, искать что-то новое в работе с детьми, познавать неизвестное. Все в ваших руках. Всего доброго! Спасибо за участие!