Ирина Дорошенко
Дидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Развиваем речь».
Подготовила воспитатель:
Дорошенко Ирина Алексеевна.
ст. Веселая.
Актуальность:
Публикация «Дидактическое пособие „Развиваем речь“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2022
В настоящее время проблема развития связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. У детей не развита мелкая моторика рук. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными мультфильмами – все это создает угрозу языковой катастрофы.
Огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов и педагогов.
Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению.
Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые то и дело требуют от него мыслительной деятельности.
Моё дидактическое пособие предназначено для использования в работе воспитателя и ребёнка или подгруппой детей, а также в свободной деятельности детьми старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Цель:
Развитие связной речи, формирование навыков речевого общения, развитие речевого слуха и выразительности речи.
Задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Обогащение словаря детей;
- Формирование грамматического строя речи;
- Развитие связной речи.
Интеграция:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры на темы: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой сказки».
Цель:
Развитие связной монологической речи; закрепление умения отвечать на вопрос полным предложением.
Ход игры:
Воспитатель предлагает вспомнить сказку по картинке, и рассказать её.
Так же, ребенка просят посмотреть на картинку, вспомнить из какой сказки сюжет и описать его.
Познавательное развитие:
Дидактическая игра: «Собери пазл».
Цель:
Развитие мелкой моторики рук, логического мышления.
Ход игры:
Ребенку предлагают разрезные картинки, из которых он должен составить одну целую.
Дидактическая игра: «Сказки в загадках».
Цель:
Закрепление умения отвечать на вопрос полным предложением, развитие логического мышления.
Ход игры:
Педагог зачитывает сюжет, ребёнок отгадывает и называет сказку.
Речевое развитие:
Дидактическая игра: «Весёлые антонимы».
Цель:
Помочь детям научиться правильно употреблять в речи слова с противоположным значением и понимать значение выражений со словами антонимами.
Ход игры:
В игре может участвовать несколько детей.
Карточки делятся на 2 стопки в каждой из которой должно быть по карточки от 1 пары антонимов.
Ведущий берет себе 1 стопку, карточки из второй стопки раздаются поровну между всеми игроками. Ведущий достает из своей стопки по одной карточке и называет слово-антоним изображенный на карточке, показывая картинку участникам игры.
Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал
ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку. Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку.
Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.
Дидактическая игра: «Веселые омонимы».
Цель:
Помочь детям запомнить слова, имеющие несколько значений.
Ход игры:
1 вариант.
Перед детьми лежат карточки. Задача детей подобрать слова – омонимы.
2 вариант.
Начало игры, такое как в варианте 1, но в дальнейшем дети должны придумать рассказ – описание о том, что (или кто) нарисован на картинке.
Дидактическая игра: «Артикуляционная гимнастика».
Цель:
Тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.
Ход игры:
Педагог показывает детям картинку, и предлагает выполнить упражнение.
Дидактическая игра: «Чистоговорки».
Цель:
Развитие фонематического слуха, воображения и логического мышления, закрепление четкого произношения звука.
Ход игры:
Педагог проговаривает чистоговорку и предлагает повторить в разных вариациях:
- Скажи тихо – громко;
- Скажи медленно – быстро;
- Закончи чистоговорку;
- Проговори и прохлопай и др.
Художественно – эстетическое развитие:
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, произведениям. Изготовление атрибутов к театрализованным постановкам в группе.
Вывод.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.