Оксана Мешкова
Круглый стол для родителей в подготовительной группе «Дошкольник готовится стать школьником»
▼ Скачать + Заказать документы
План мероприятия по психологии с родителями
Круглый стол для родителей в подготовительной группе "Дошкольник готовится стать школьником"
Форма проведения: круглый стол.
Аудитория: родители детей подготовительной группы.
Публикация «Круглый стол для родителей в подготовительной группе „Дошкольник готовится стать школьником“» размещена в разделах
Количество участников: родители детей подготовительной группы, воспитатель группы, психолог.
Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу готовности ребенка в школу.
Задачи:
- Актуализировать знания родителей о проблемах подготовки к школе.
- Познакомить родителей со способами психологической подготовки ребенка к школе.
- Обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
- Помочь родителям выявить сильные и слабые стороны своего ребенка.
- Актуализировать детско-родительские отношения посредством выполнения упражнения.
Ожидаемые результаты:
- Актуализировать знания родителей о проблемах подготовки к школе.
- Познакомить родителей со способами психологической подготовки ребенка к школе.
- Обсудить точки зрения родителей о роли семьи в предшкольный период жизни ребенка.
- Помочь родителям выявить сильные и слабые стороны своего ребенка.
- Актуализировать детско-родительские отношения посредством выполнения упражнения «Что мы детям говорим о школе?»
Материалы и оборудование:
1. Список факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе на каждого родителя.
2. Памятки для родителей.
3. Рисунки детей на тему: “Как я представляю себя в школе”.
4. Список компонентов школьной готовности.
5. Музыка.
6. Ручки с синей пастой.
План проведения:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: Снятие мышечного напряжения, создание непринужденной обстановки.
2. Выступление воспитателя. Тема "Школьная жизнь наших детей"
Цель: акцентировать внимание родителей на проблеме перехода ребенка от "детства" к школьной "взрослой" жизни. (Приложение 1).
3. Упражнение «Что мы говорим детям о школе?»
Цель: помочь родителям осознать образ школы, который они формируют у детей.
(Приложение 2).
4. Обсуждение результатов, родители делятся своими мнениями.
5. Рассматривание рисунков детей на тему "Каким я представляю себя в школе".
Цель: уточнить представление родителей о том, каким ребенок видит себя в школе.
6. Ответы на вопросы по теме "Обсуждение рисунков детей на тему "Каким я представляю себя в школе " (Приложение 3).
Цель: помочь родителям лучше понять страхи и опасения своего ребенка, связанные с поступлением в школу.
7. Выступление психолога Гаричкиной Е. А. Тема: "Стороны готовности к школе".
Цель: выделить стороны готовности к школе, рассказать о каждом из них (Приложение 4).
8. Родители выбирают наиболее важные по их мнению факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, и анализируют их.
Цель: понять, какие факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе присутствуют или отсутствуют у детей (Приложение 5).
9. Заполнение анкеты "Положительные и отрицательные стороны круглого стола". Цель: подведение итогов круглого стола (Приложение 6).
10. Получение памятки "Готовность к школе".
Цель: помочь родителям запомнить полученную информацию (Приложение 7)
Приложение 1
Выступление воспитателя «Школьная жизнь наших детей»
Уважаемые родители! Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней. Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. Вот если бы вы каждый год отправляли в школу очередного своего ребёнка, то тревожились всё меньше и меньше. Когда дело переходит в разряд обыденного, то оно становится привычным. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность. Для ребенка окончание детского сада и поступление в первый класс всегда стресс. Для некоторых он пройдет незаметно и без остатка. Кому-то будет труднее и страхи могут повлиять на процесс обучения, у ребенка может испортиться здоровье и психологический настрой. Наша с вами задача помочь ему, сделать так, чтобы процесс привыкания к школе прошел как можно более гладко и незаметно.
Приложение 2
Упражнение «Что мы говорим детям о школе?»
Цель: помочь родителям осознать образ школы, который они формируют у детей.
Инструкция: родителям предлагается записать два-три наиболее частых высказывания о школе, которые они адресуют свои детям. Затем они их обсуждают и пытаются понять, какой образ школы может сформироваться у ребенка под влиянием этих высказываний.
Приложение 3
Вопросы для обсуждения рисунков детей на тему “Как я представляю себя в школе”
1. Хочет ли ребенок взрослеть?
2. Хочет ли стать школьником?
3. Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее - привлекательным или не очень?
4. Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.
5. Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?
6. Есть ли на рисунке ученики, учитель?
7. Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
8. Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске. ”. “Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят, мне тревожно.
Приложение 4
Выступление психолога Гаричкиной Е. А. «Стороны готовности к школе».
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе :
• Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
• Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
• Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
• Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Приложение 5
Анкета "Положительные и отрицательные стороны круглого стола"
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола
1. Что побудило вас прийти на мероприятие?
- Дисциплинированность
- Интерес к поднятой теме
- Уважение к воспитателям
- Любопытство
- Возможное душевное успокоение
- Настойчивые просьбы воспитателей
- Не знаю
2. Пожалуйста, оцените на сколько вам понравилась та или иная часть мероприятия в баллах:
3 – довольны, 2 – частично довольны, 1- не довольны.
- Дискуссия - Оформление - Практические задания - Работа с памяткой
Приложение 6
Памятка «готовность к школе»
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ
1. Своё имя, фамилию и отчество
2. Свой возраст (желательно дату рождения)
3. Свой домашний адрес
4. Свой город и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей и их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, приметы.)
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Знать великих русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина и др. и некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.)
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) раск5аз по картинке.
17. Запомнить и назвать 6 – 10 картинок, слов, предметов.
18. Различать гласные и согласные звуки. 1
9. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
21. Уметь работать, не отвлекаясь 30 – 35 мин.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 42 «Лукоморье»
Круглый стол для родителей в подготовительной группе № 8
"Дошкольник готовится стать школьником"
Подготовила и провела
воспитатель
1квалификационной категории:
Мешкова О. В.
2016 г.