Ирина Пазухина
Круглый стол для родителей «Как научить ребенка учиться»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Упражнение «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать»
Дети растут очень быстро. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. Давайте превратимся в волшебников и немного поколдуем и пожелаем ребенку то, что ему очень пригодиться в школе. (Упражнение проходит по типу игры «Снежный ком»)
Например, желаю: физического здоровья, развитого интеллекта, умения общаться со сверстниками, работоспособность, аккуратности, дисциплинированности, хорошей памяти, добрую и справедливую учительницу и др.
2. Упражнение «Серьезный момент»
Публикация «Круглый стол для родителей „Как научить ребенка учиться“» размещена в разделах
У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка : резко меняется весь образ его жизни, он приобретает новое положение в обществе, на первый план выходит учеба.
Предлагаю родителям выполнить несложное задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.
• Черная полоска – сильное беспокойство;
• Синяя – умеренное беспокойство;
• Желтая – ощущение радости, чувство уверенности.
3. Мини-лекция «Не хочу в школу», или что делать родителям»
Поступление в школу – важный этап взросления ребенка. Поэтому понятна тревога и озабоченность мам и пап при приближении 1 сентября.
Родители начинают учить ребенка читать, писать, решать примеры и задачи, водят на курсы подготовки к школе и др. Однако, психологи отмечают:
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому учиться».
Венгер Л. А., Венгер А. Л.
Для этого у ребенка должна быть сформирована мотивация. Мотивация, или желание выполнять какую-то деятельность является движущей силой развития ребенка, определяющей его успешность в школе. Поэтому интеллектуальная сфера не может в полной мере определить успешность пребывания ребенка в школе. А дети, у которых развит интерес, успешно учатся.
Большинство первоклассников положительно относятся к поступлению в 1 класс, ему нравится роль взрослого школьника, он гордится своей формой и ранцем, с интересом разглядывает класс и заводит новые знакомства. Но что такое? Через некоторое время ребенок заявляет : «Я в школу больше не пойду!» Что произошло? Понимая необходимость подготовки ребенка к школьному обучению, сами родители практически не готовятся к трудностям. А ведь от отношения родителей к школе и от их стиля воспитания зависит то, с какими чувствами переступит малыш порог школы.
Нежелание учиться бывает в следующих случаях:
1. Школа требует от ребенка постоянного напряжения интеллектуальных и физических сил, а если родители оберегали своё дитя от малейших трудностей, не приучили самостоятельно принимать решения и ограничивать свои желания, то у малыша не будет сформироваться способность преодолевать трудности, и у такого ученика вскоре после начала обучения проявится своеобразная тактика «отказа от усилия».
2. Стремясь дисциплинировать ребенка, родители и не подозревают, что заранее формируют страх перед школой. Ребенок, слышащий от родителей подобные выражения, не захочет идти в школу: «В школе тебе баловаться не дадут!», «Учитель с тобой нянчиться не станет…», «Школа – это тяжелый труд, а ты даже читать не умеешь…» Иногда негативное отношение навязывают старшие братья или сестры, которые уже имеют свой школьный опыт. В этом случае родители должны поговорить с ребенком о том, что все дети разные и поэтому, не исключено, что его представление о школе будет совсем другое. А родителям можно дать рекомендацию: делать уроки со старшими детьми без криков и нервов.
3. Бывает и обратная ситуация, когда школьную жизнь и будущие успехи мамы и папы рисовали ребенку в ярких красках, но, столкнувшись с первыми трудностями, ребенок может почувствовать себя обманутым взрослыми, быть подавленным настолько, что у него не будет сил для решения всех учебных проблем.
4. Зачастую, побуждая ребенка к какой-либо деятельности или поощряя за проделанную работу, родителя обещают малышу что-то купить или ставят «пятерки». В результате у ребенка интерес к интеллектуальной деятельности как таковой падает, а стремление получить для себя выгоду возрастает. Он будет работать, ожидая похвалы учителя или высокой оценки. Если же этого не получает (в силу различных причин, то смысл учебы пропадает. Ребенку необходимо внушить, что учится он, прежде всего, для самого себя, расширения знаний и чтобы добиться чего-то в жизни.
5. Не редко ребенок не хочет учиться, т. к. подсознательно перенимает от родителей нежелание развиваться и совершенствоваться, когда в семье наблюдается безразличное отношение к книгам, не проводятся беседы о происходящих в мире событиях, не посещаются музеи, выставки и т. д.
6. Бывает, что родители, наказывая ребенка за какую-либо провинность, велят ему сесть за стол и написать буквы и примеры или взять книгу и почитать. Таким образом, взрослые формируют у ребенка неприязнь к учебе, которая ассоциируется с наказанием и негативными эмоциями.
7. Когда родители, стремясь психологически надавить на ребенка и принудить его к какой-либо деятельности или, наоборот, заставить его отказаться от чего-либо, они манипулируют желанием ребенка стать «как взрослый». Ребенок слышит : «Так школьники себя не ведут!», «В школе надо есть быстро!», «Игрушки – это предмет не для будущего ученика!». Таким образом, родители отнимают возможность ребенка быть самим собой : поиграть, повеселиться, побаловаться. И ребенок делает вывод : большим быть трудно и скучно, а если в школе дети становятся взрослыми, то он туда не пойдет.
Итак, именно родители могут сформировать у ребенка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами, а мама и папа ему в этом помогут. А сами родители должны создать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребенок смог бы развиваться, раскрывая свои способности и осознавая недостатки.
4. Упражнение «Какие фразы нельзя говорить первокласснику»
К школьным неврозам и снижению школьной мотивации могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто употребляемые взрослыми. Попробуем предугадать, каков будет эффект их для ребенка : какие чувства и переживания они могут стимулировать.
Фразы, которые использует взрослый Чувства и переживания ребенка
«Вот пойдешь в школу, там тебе мало не покажется!» Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания ходить в школу.
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» Не ставьте перед ребенком невыполнимых целей, не толкайте на путь заведомого обмана.
«Попробуй только еще сделать ошибки в диктанте!» У ребенка под тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности.
«Ах, ты, двоечник! И учительница на тебя жалуется». Конечно, неприятно выслушивать о плохом поведении вашего чада или о его плохих отметках. Но ведь это не говорит о тупости ребенка, а говорит о том, что вашему ребенку нужна поддержка. Научитесь не ругать его, а понимать и, поддерживать. И не приклеивайте к своему ребенку ярлыки, а то он будет им следовать.
«А я знаю девочку, которая учится лучше тебя»; «А какая оценка у Сережи? Пять? А почему ты получил только четыре?» Постоянные сравнения вашего сына или твоей дочки с преуспевающими соучениками вызовут негативные чувства: завить, злость, обиду. Это же так унизительно, когда тебя считают хуже других.