Кузнецова Ирина Сергеевна
Круглый стол для педагогов «20 полезных упражнений для развития речи, или Неоконченные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Всем нам известно, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе. Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Публикация «Круглый стол для педагогов „20 полезных упражнений для развития речи, или Неоконченные истории“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Мебель. Все о мебели для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сегодня хочу представить вашему вниманию полезные упражнения для развития речи или неоконченные истории, которые вы сможете использовать в своей практике.
Слайд2. Цель: показать важность использования упражнений и неоконченных историй для развития речи детей дошкольного возраста
Сегодня остановимся на уже знакомых нам видах:
- сказкотерапия;
-дидактические игры;
- фантазии в жизни ребенка
Слайд 3. Сказкотерапия.
Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения. С помощью сказки, которая позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых дети боятся сказать своим родителям и нам воспитателям.
Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную ситуацию, вводите персонажей, определяете какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?
Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, а потом записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.
В ходе работы ребенок учится выражать свои эмоции словами.
Предлагаю вашему внимаю прослушать одну из сказок и продолжить ее.
Слайд 4. СКАЗКА ПРО ЧАСЫ
«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.
А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно. Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?. Однажды.»
Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.
Слайд 5. Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.
Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.
Слайд 6 .
Предлагаем детям игру «Сочиняем стихи»
Такие речевые игры предназначены для детей с 4 - 5 лет, так как они требуют наличия определенного опыта. Задания учат ребятишек правильно использовать падежи имен существительных. В данной игре отрабатывается умение произносить слова множественного числа родительного падежа, так как именно в этой форме дошколята делают больше всего речевых ошибок: без ботинков (ботинок, для ребятов (ребят, из конфетков (конфеток). Чтобы не превращать игру в скучное занятие и поддерживать игровой интерес, можно использовать шуточные стихи известных авторов С. Маршака, К. Чуковского или самим сочинить подобные четверостишия, например:
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зелёных лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
После прочтения четверостишия спросить у ребенка, почему Маршак думает, что мальчики сделаны из улиток, ракушек и лягушек? Правда ли то, что говорит автор? Если это шутка, то еще из чего могут быть сделаны мальчишки? Предложить ребенку подумать на эту тему, подобрав слова в рифму. Взрослый начинает, а ребенок продолжает:
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из машинок и мячей,
И ужей, и голубей.
Шоколадок и лягушек,
И любимых игрушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Слайд 7. Фантазии в жизни ребенка следующий, не менее интересный метод для детей, где задача ребёнка продолжить незамысловатые ситуации своими словами.
Фантазия — это придуманная ситуация или образ, которые не имеют отношения к реальному миру. Яркий пример — говорящие животные, зубная фея или подводное царство. Воображение — намного ближе к реальности и даже базируется на ней. Под термином «воображение» подразумевают умение ребенка формировать в уме реальные образы, ситуации и управлять ими. Совокупность образов, воспоминаний и приобретённых знаний путём словообразования выражают мировоззрение ребёнка, раскрывают его индивидуальный мир фантазии.
Слайд 8. Игра «А что было бы, если. ?», где ребёнку дают первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание даёт гипотезу, на основе которой можно работать. Возьмём за основу «человек» и «атакован крабами». Что было бы, если человек вдруг атакован крабами? Взять ситуацию, вариантов развития которой бесчисленное множество, чтобы сгенерировать их, и мы можем посмотреть на данную ситуацию с разных сторон: как бы я поступил на месте определённого или незнакомого мне человека? Как это могло случиться? Что способствовало этому? Как выйти из этой ситуации? Какое дальнейшее развитие событий нас ожидает? И другие вопросы, которые способствуют развитию этой фантазии.
Слайд 9. Таким образом, неоконченные истории - это не только полезные, но и необходимые упражнения для развития речи дошкольников, а также формирования их коммуникативной компетентности.
Дети совместно решают интересные и значимые для них ситуации, выступая помощникам по отношению к кому-то, обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Мною разработана картотека «20 полезных упражнений или неоконченные истории» которая поможет в вашей работе.
Благодарю за внимание.