Светлана Головчанская
Кросс-культурное образование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кросс – культурное образование в ДОУ в рамках патриотических фестивалей.
Впервые термин «кросс - культура» появился в антропологии, как обозначение этнической принадлежности народов разных культур, затем, в психологии, как метод научного исследования по изучению сходств и различий индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам, затем, в социологии, как исследование социальных структур повседневности, которые характерны для разных сообществ людей и которые отражают типичные для них, глубоко ускоренные и неосознаваемые культурные паттерны[3]. Кросс - культурные понятия, такие, как «кросс-культурные коммуникации», «кросс-культурный менеджмент» были неотъемлемой частью экономического менеджмента, означали формирование умения менеджеров вести межнациональный диалог, выстраивать профессиональные отношения на знании инокультур. Подобные знания необходимы в сфере бизнеса для профилактики конфликтов, когда одно и то же выражение люди разных национальностей могут понимать по - разному: одни воспринимают как шутку, другие – обижаются, третьи принимают как серьёзное, деловое обращение.
Публикация «Кросс-культурное образование в ДОУ» размещена в разделах
Итак, что же такое кросс-культура?
Термин «кросс-культура» — прямой перевод с английского слова "Cross Culture", что можно перевести как «пересечение культур». А под кросс-культурными коммуникациями мы понимаем общение и взаимодействие людей — представителей различных культур.
В педагогике кросс - культурное знание возникло как междисциплинарное направление исследований культурной социализации индивида, связанной с воспитанием, развитием личности ребёнка.
На современном этапе развития образования, технологии кросс - культурного развития служат средствами развития толерантности у подрастающего поколения, формированию межнационального диалога культур, профилактики межэтнической и межнациональной напряжённости, «созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям». Кросс - культурные технологии в дошкольном образовании должны базироваться на ведущих принципах, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования : амплификации детского развития, индивидуализации образования, субъектной позиции участников образовательных отношений, поддержке детской инициативы и др.
Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.
В Поволжье живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры.
Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.
С 1990 года детский сад "Белоснежка" работает по программе ПИЭР.
Патриотический фестиваль занимает важное место в кросс-культуре образовании дошкольников. В нашем детском саду ежегодно проходит фестиваль «Люблю тебя, мой край родной!»
Целью этого фестиваля стало: обобщить и расширить представления о природе, выдающихся людях, о достопримечательностях родного Ульяновского края.
Задачи фестиваля: создать условия для погружения детей в отдельные фрагменты жизни города; формировать представления детей об исторической, культурной и повседневной жизни города; пополнять знания детей об исторических памятниках, учреждениях культуры, промышленных предприятий; пополнить словарный запас детей; развивать интерес к родному городу; развивать мышление, память, монологически-связную речь, творческое воображение; воспитывать патриотическое отношение к своему городу и к своей стране в целом.
При подготовке детей к фестивалю нами используются следующие методы и приемы:
• экскурсия;
• беседа;
• демонстрация презентаций;
• проблемная ситуация;
• наглядные методы;
• использование литературного слова;
• использование разных видов игр.
На подготовительном этапе к фестивалю мы с ребятами много беседовали про наш родной край, наш город, читали книги, рассматривали иллюстрации. Мы ходили на экскурсию в МБОУ "средняя школа №76 имени Хо-Ши-Мина", там мы посетили очень интересный музей Хо-Ши-Мина. Экскурсовод рассказал нам очень много интересного и познавательного. Ребята с интересом слушали и задавали вопросы. По возвращению в свой детский сад после экскурсии мы с ребятами оформили стен газету «Удивительное рядом», в которой рассказали про нашу интересную экскурсию.
Так же на данном этапе работы я показала ребятам несколько презентаций:
• «Ульяновск - культурная столица Поволжья». Целью этой презентации было: сформировать представления детей о культурной жизни города, учреждениях культуры, театрах, их жанровых направлениях.
• «Достопримечательности Ульяновска». Цель: формирование представлений детей о скульптурных и архитектурных достопримечательностях города. Ульяновское производство. Цель: формирование представлений детей о промышленности города. Заповедные места нашей области.
Так же мы с ребятами разучивали стихи, песни про наш родной край, про красивую природу в нем! Пели песни "Марш энтузиастов" сл. Д. Актиль, муз. И. Дунаевского; "От Волги до Енисея", сл. А. Шаганова, муз. И. Матвиенко; "А заря", сл. А. Шаганова, муз. И. Матвиенко; "Родина моя", сл. Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова.
На заключительном этапе работы мы с ребятами изготовили книжки самоделки - «Улицы нашего города», «Памятные места Ульяновска».
На сегодняшний день одной из проблем современной России является сохранение исторической памяти населения о ВОВ. Эта тема чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует сплоченности нашего народа. День победы близок и понятен детям дошкольного возраста. Очень важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за свою Родину.
Эти фестивали направленны на объединение людей разных национальностей, на воспитание у подрастающего поколения чувства уважения к истории Отечества, обычаям и традициям россиян, формирование гражданского самосознания.
Использованная литература:
1. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования : на пути к преодолению кризиса идентичности. М. : Вопросы образования, № 1, 2008.
2. Берри, Д. Пуртинга А. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Пер с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.
3. Вербицкий, А. А. Жукова Н. В. Кросс - культурные контексты образования. Вестник МГУ. Серия Антропология человека. Выпуск 531, 2007.
4. Гусева, Н. И. Теоретические и методологические основы кросс – культурных исследований. Известия Иркутской государственной экономической академии. Выпуск № 3-4, 2003.
5. Колосовская, Т. А. Теоретико – педагогические аспекты кросс культурного образования. Шадринск: ШПУ, 2007.