Анна Лапа
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с басней И. А. Крылова»
Возраст: подготовительная к школе группа. Цель занятия : Знакомство с жанровыми особенностями басни, на примере басни «Стрекоза и Муравей»
Задачи: Образовательные - Познакомить с творчеством баснописца, поэта И. А. Крылова. Формировать представление о таком жанре литературы, как басня. Развивать умение детей отличать басни от других произведений. Развивающие : - Развивать мышление при анализе произведения. Продолжать закреплять навык отвечать на вопрос полным предложением. Пополнить активный словарь новыми выражениями: «Вешние дни», «Тоской удручена», «Мягкая мурава», «Зима катит в глаза». Воспитательные - Формировать положительное отношение к труду. Воспитывать качества отзывчивость, взаимопомощь. Словарная работа: мораль, басня, баснописец, «Вешние дни», «Зима катит в глаза», «Тоской удручена», «Мягкая мурава». Планируемые результаты занятия : отличие басни от других произведений. Предварительная работа : разработка дидактической игры с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», подготовка оборудования к занятию. Материалы и оборудование: д/ и (с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», книга с баснями И. А. Крылова, портрет И. А. Крылова, телевизор. Организационный этап. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую книгу я нашла в нашей библиотеке детского сада. Дети интересуются. Воспитатель: Это книга басен поэта и баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Знакомство с басней И, А, Крылова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Основной этап. Воспитатель: Это произведение в стихах или в прозе, т. е написанное простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль, басни короткие, их легко читать. Дети спрашивают, что такое мораль? Воспитатель: Мораль — это поучение, какой-то совет, это, когда нам объясняется, как не надо поступать
2. 1 Этап постановки проблемы Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое басня, как вы думаете какое самое главное отличие басни от сказки или стиха? Дети отвечают: что в басне присутствует мораль и нравоучение героев.
2.2 Этап восприятия материала. Воспитатель: Давайте, я Вам сейчас прочитаю одну из моих любимых басен. Называется она «Стрекоза и муравей», (Читается с выражением и с голосами героев) «Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. (Значит зима скоро наступит) Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, (Ей плохо, она тоскует, она умирает с голода.) К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней (Это значит весенние дни) Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» — Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас (Это такая мягкая, зеленая трава) Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты.». — «Я без души Лето целое все пела». — «Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!» Дети слушают басню и задают вопросы, «Что значит зима катит в глаза»? «А как понять тоской удручена» «А что такое вешние дни?» «А что такое мурава?» Воспитатель: А сейчас давайте мы с Вами немного разомнемся, а то устали наверно уже. Мы с Вами разделимся девочки будут — стрекозами, а мальчики- муравьями.
Физ. минутка «Муравьи и стрекозы» «Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил».
2.3 Этап практического решения проблемы. Воспитатель: С какой просьбой пришла стрекоза к муравью? Чем занималась стрекоза все лето? Почему муравей отказал ей в помощи?
Дети: Она хотела его попросить, чтоб он ее приютил и покормил. Она ничего не делала, летела только, пела и кружилась. Потому что муравей все лето работал, уставал, а она из-за лени теперь умирает с голоду. Он хотел ее проучить? Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду читать пословицы, Вы хорошо подумайте и скажите какие больше подходят под нашу басню. В гостях хорошо, а дома лучше. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Труд кормит, а лень портит. Делу время, а потехе час.
Дети отвечают; «Труд кормит, а лень портит. Делу время, а потехе час». Заключительный этап. Воспитатель: А сейчас давайте мы с Вами поиграем, давайте посмотрим на экран. (На мониторе телевизора) 1. Найдите на картинке героев нашей басни.
2. Назовите веселое, беззаботное время года для стрекозы.
3. К какому герою можно отнести следующую поговорку: Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда, Дело не волк, в лес не убежит. Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда. Воспитатель: Молодцы, ребята мы сегодня с Вам хорошо позанимались. Давайте с Вами подведем итоги. Что такое басня? А что такое мораль? Дети отвечают: Басня — это небольшое произведение в стихах или в прозе, т. е написанное простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль. Мораль — это нравоучение или объяснение, что так делать нельзя. Воспитатель: Молодцы, ребята!