Ангелина Аладьина
Кризисные ситуации и их преодоление в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
▼ Скачать + Заказать документы
Кризисные ситуации и их преодоление в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при общей тенденции к снижению роста численности детей-инвалидов в последние годы возрастает количество семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии [1].
Публикация «Кризисные ситуации и их преодоление в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической и материальной помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. На уровне семьи это может вызвать отчуждение членов семьи друг от друга, распад семьи или, наоборот, породить повышенную привязанность членов семьи друг к другу, концентрированность на своих проблемах и изоляцию семьи от общества.
При планировании основных направлений работы специалиста с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, важно особое внимание уделять реакциям родителей и возможности оказывать им консультативную помощь на том или ином этапе. В настоящее время имеются значимые психолого-педагогические разработки, касающиеся вопросов личностной сферы родителей. Важен тот момент, что, с точки зрения разработок, благодаря правильно выстроенному социальному партнерству родители могут способствовать как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов толерантное отношение к людям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, сочувствие и желание оказывать им помощь.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами.
А. Торнбал выделяет следующие периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов :
рождение ребенка : получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;
школьный возраст: становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное или специализированное обучение);
подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка;
период «выпуска» : признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи;
постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
В каждом из этих периодов можно выделить проблемы самого ребенка-инвалида и проблемы родителей, связанные непосредственно с ним [2].
Как следует из анализа психолого-педагогических исследований Н. Д. Левитова, Г. М. Андреевой, Ф. Е. Василюка, А. А. Налчаджана, И. А. Коробейникова и др., посвященных процессу социализации детей-инвалидов, социальная адаптация семьи в целом является необходимым условием социальной адаптации ребенка. В массовое сознание десятилетиями внедрялся обывательский стереотип о том, что дети с нарушенным развитием рождаются исключительно в семьях с асоциальным поведением. Такой подход является совершенно недопустимым.
В контексте рассмотрения механизмов социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, наиболее значимой представляется социально-экологическая модель, предложенная У. Бронфенбреннером. Подсистемы социально-экологической модели включают в себя микросистему, мезосистему, экзосистему и макросистему. К изучению семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, данную модель впервые применил Д. Митчелл [3].
С точки зрения Д. Митчелла, микросистема представляет собой набор паттернов поведения, ролей и межличностных взаимоотношений, существующих в семье. В ней можно выделить следующие компоненты: «мать – отец», «мать – особый ребенок», «мать – здоровый ребенок», «отец – особый ребенок», «отец – здоровый ребенок», «особый ребенок – здоровый ребенок».
Примеры потенциальных проблем в различных подразделах микросистемы «семья особого ребенка» :
«мать–отец» : индивидуальное состояние каждого и гармоничность отношений до рождения ребенка, необходимость принять ограничения ребенка;
«мать – особый ребенок» : депрессия, чувство вины, самообвинение, проблема отношения к ребенку;
«мать – здоровый ребенок» : недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»;
«отец – особый ребенок» : отказ отца от физического и психологического участия в заботе об особом ребенке;
«отец – здоровый ребенок» : недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»;
«особый ребенок – здоровый ребенок» : чувство вины, стыда, страх «заразиться» нарушениями или вера в то, что ты уже «заразился».
Микросистема (в первую очередь семья, по мнению Д. Митчелла, функционирует в мезосистеме, включающей в себя ближайшее окружение семьи и поле ее активных действий: врачи и медицинские работники, родственники, друзья/соседи, знакомые, коллеги, другие родители.
Содержание работы над данной проблемой включает в себя теоретические и практические направления и заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки специалистами семье и ее членам в проблемных ситуациях.
Выделяют основные функции, которые выполняет при этом специалист:
информационная функция: специалист предлагает семье дидактическое изложение информации, владение которой позволило бы устранить недостаточную психолого-педагогическую и социальную компетентность;
поддерживающая функция: специалист обеспечивает психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях;
посредническая функция: специалист в роли посредника содействует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой;
функция развития семьи как малой группы : специалист помогает членам семьи развивать основные социальные умения и навыки, такие, как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации.
функция обучения родителей и детей: специалист раскрывает перед родителями всю многогранность коррекционного психолого-педагогического процесса работы с ребенком.
В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие этапы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья : информирование, индивидуальное консультирование, семейное консультирование (психотерапия, индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери, групповая работа.
Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. Реализация этих этапов, вкупе с подчиненностью принципам, сформулированным в данной работе, может стать организационной формой осуществления качественных изменений, которые повлекли бы за собой улучшение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.