Наталия Валентиновна
Кризис 3 Лет
▼ Скачать + Заказать документы
Что стоит за детскими капризами: невоспитанность, дурной характер, а может, это возрастное? Все перечисленные причины могут иметь место. Но достаточно часто за «несносным поведением» ребенка скрываются возрастные кризисы детского развития. Традиционно психологи выделяют кризис новорожденности, 1-го года, 3-х лет, 7 лет и подростковый кризис. Попытаемся разобраться, как проявляются детские кризисы и что за ними стоит.
Публикация «Кризис 3 Лет» размещена в разделах
Детское развитие имеет скачкообразный характер. Выделяются периоды спокойные, ровные, когда ребенок не доставляет больших хлопот родителям. Кроме спокойных периодов, выделяются периоды критические. В них ребенок бывает трудно управляемым, нервозным, капризным. Обычно кризисный период длится около года.
Критические периоды связаны с существенным качественным скачком в психическом развитии ребенка. Основной момент при переходе от возраста к возрасту – перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей. Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребенка.
Несмотря на то, что все дети разные, есть черты сходства в каждом возрастном критическом периоде.
Кризис 3-х лет.
строптивость. Появляется строптивость, которая выражается в своеобразном детском недовольстве «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Строптивость направлена против всего образа жизни, который сложился до 3 лет, против норм воспитания, установленных для ребенка, против интересовавших прежде игрушек; она выражается в своеобразном детском недовольстве.
своеволие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Теперь ребенок все хочет делать сам.
протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер.
обесценивание. Ребенок как будто находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры являются обычным делом. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят.
деспотизм (в семье с единственным ребенком). У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок сейчас старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения.
ревность (в семье с несколькими детьми). Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям – старшим или младшим.
Кризис 3-х лет знаменует собой появление самосознания маленького человека. Если до этого периода малыш не отделял себя от значимых взрослых (мамы, папы и др., то теперь он начинает воспринимать себя как отдельную личность. В этот период в активный словарный запас ребенка входит местоимение «Я».
Яркость в проявлении симптомов зависит от индивидуального развития. У некоторых детей негативные особенности проявляются очень ярко, у других кризис протекает более гладко и носит размытый характер.
Не нужно пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
Основные симптомы наступления кризиса – «Семизвездие кризиса трех лет» :
негативизм. В поведении ребенка появляется негативизм: когда все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.
упрямство. Ребенок становится упрямым: настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.
И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Что необходимо знать о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день у некоторых – до 19 раз!
Ели дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д. !», «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Как вести себя близким взрослым, как относиться к негативным особенностям поведения ребенка?
Во-первых, спокойно. Необходимо помнить, что это временное явление и при правильном поведении взрослых эти явления проходящи.
Во-вторых, взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему требований к нему, быть спокойными, доброжелательными, ровными в отношениях с ребенком. И в то же время требовательными и настойчивыми в выполнении предъявляемых требований.
В-третьих, поощряйте позитивные проявления детской самостоятельности, целенаправленно создавайте условия для ни; положительной оценкой закрепляйте каждое, даже самое небольшое достижение ребенка.
В-четвертых, стройте деловое сотрудничество с ребенком, в ходе которого он сможет выполнять те или иные самостоятельные функции.
В–пятых, избегайте навязывания помощи; предлагайте и оказывайте ее деликатно или в ответ на непосредственный запрос ребенка; дозируйте собственное руководство деятельностью ребенка, рассматривайте его сопротивление не как беспричинное упрямство, а как начало самостоятельного действия.
А самое главное, любите ребенка! чаще вместе проводите время, общайтесь, разговаривайте, объясняйте ребенку непонятные ему вещи, не скрывайте своих чувств по отношению к поступку сына или дочери. Но! К поступку, а не к ребенку, совершившему его.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.