Алла Родионова
Критерии развития речи у детей от 3 до 6 лет. Памятка для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
3 года
Речь ребенка третьего года жизни значительно отличается от речи ребенка второго года жизни. Речь становится понятна более широкому кругу людей и является для ребенка средством коммуникации и регуляции поведения.
Для речи ребенка 3 года жизни характерна несформированность звуконаполняемости слов (пропуск в словах отдельных слогов; при стечении согласных пропуски отдельных звуков ил вставка в слово лишних звуков). Появляются гласные звуки А, И, У, О из согласных П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки Э, Ы, Х.
Публикация «Критерии развития речи у детей от 3 до 6 лет, Памятка для родителей и педагогов» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Но даже при освоении этих звуков ребенок опускает ряд согласных, если они находятся в соседстве с другими: «титька де» вместо «птичка где», но при этом произносит эти звуки в словах «папа», «дядя».
До 3 лет несовершенство произношения согласных звуков выражается в их смягчении, т. е. замене твердых согласны мягкими, например, звуки [т] на [т’] : «тюк-тюк» вместо «тук-тук». Некоторые дети могут заменять [ы] звуком [и], звук [х] на [к] : «миська» вместо «мышка», «клеп» вместо «хлеб».
В этом возрасте появляются такие звуки, как [с’], [з’], [л’], [й], которые нередко являются основными заменителями недостающих звуков: «сянки» вместо «санки». Мягкими свистящими звуками заменяют недостающие шипящие звуки [ш], [ж], [щ] : «сюба» вместо «шуба». Звуки [ц,ч] не произносятся, а заменяются другими. Звуки [л], [р], [р’] заменяются звуками [й], [л’].
Не у всех детей данного возраста при освоении звуков происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют вмешательства.
Тревожные признаки:
• Не называет полностью имя и фамилию;
• Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»;
• Много использует слов, значения которых понятно только ребенку (тарабарщина);
• Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса;
• Не использует больше одного слова за один раз;
• Указывает на предмет, раньше, чем называют его;
• Не может назвать каждый предмет на картинке.
4 года
К этому возрасту произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. Произношение [с], [з] становиться отчетливым и правильным. У ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ч, щ] и, наконец, звуки [л], [л’] [р’].
При этом формирование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены. Например, прежде, чем ребенок начинает четко и правильно произносить звуки [ш, ж], он сначала вместо них произносит группу других звуков.
Двухлетний ребенок слово «шуба» может произнести «тюба»; в 2,5 года- как «сюба»; в 3-3,5 года- как «суба»; а к 4-5 годам звук [ш] формируется полностью.
Для звука [ж] в слове «жаба» это будет выглядеть так: «зяба, дяба, заба, жяба» и, наконец, правильное произношение: «жаба».
Звук [ц] в этом возрасте нередко заменяется звуком [с] : «свет»- (цвет); звук [щ]- звуком [с’] : «сетка»- (щетка); звук [ч]- звуком [т’] или [ц] : «тяй, цай»- (чай).
Звуки [л], [р] появляются позже остальных звуков.
Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше. Но, есть и такие случаи, когда произношение этих звуков в этом возрасте считается дефектным и требует консультации логопеда.
5 лет
К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор). Вместе с введением в активный словарь детей новых слов углубляется понимание смысл употребляемых слов, дети учится пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
У детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.
В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи.
Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.
Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:
- не всегда шипящие произносятся четко;
- р заменяется л или й;
- л заменяется л’;
- характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.
Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с, з, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, звонкие (в, б, г, д) и глухие (ф, п, к, т) звуки, но в речи они их еще могут смешивать, т. е. вместо одного звука употребляют другой («у Маши сарф»).
6 лет
Некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими : звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л] : «рампа»- (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим звукам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4-5 лет, научившийся произносить звук [ш].
В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются им в речи.
Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения путем постоянного общения с ним.
Рекомендации:
• Постоянно следить за своей речью: говорите неторопливо, отчетливо и внятно, не в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок;
• При ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произнесенный звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует сразу заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации. Если же изъяны произношения не устраняются, то следует обратиться за помощью к специалисту.
• Следует помнить, что дефекты речи, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются и на всю жизнь и могут повлиять на успеваемость в школе (трудности чтения и письма, выбор профессии, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т. к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.