Лучший педагог года

Критерии развития речи у детей от 3 до 6 лет. Памятка для родителей и педагогов

Алла Родионова
Критерии развития речи у детей от 3 до 6 лет. Памятка для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

3 года

Речь ребенка третьего года жизни значительно отличается от речи ребенка второго года жизни. Речь становится понятна более широкому кругу людей и является для ребенка средством коммуникации и регуляции поведения.

Для речи ребенка 3 года жизни характерна несформированность звуконаполняемости слов (пропуск в словах отдельных слогов; при стечении согласных пропуски отдельных звуков ил вставка в слово лишних звуков). Появляются гласные звуки А, И, У, О из согласных П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки Э, Ы, Х.

Публикация «Критерии развития речи у детей от 3 до 6 лет, Памятка для родителей и педагогов» размещена в разделах

Но даже при освоении этих звуков ребенок опускает ряд согласных, если они находятся в соседстве с другими: «титька де» вместо «птичка где», но при этом произносит эти звуки в словах «папа», «дядя».

До 3 лет несовершенство произношения согласных звуков выражается в их смягчении, т. е. замене твердых согласны мягкими, например, звуки [т] на [т’] : «тюк-тюк» вместо «тук-тук». Некоторые дети могут заменять [ы] звуком [и], звук [х] на [к] : «миська» вместо «мышка», «клеп» вместо «хлеб».

В этом возрасте появляются такие звуки, как [с’], [з’], [л’], [й], которые нередко являются основными заменителями недостающих звуков: «сянки» вместо «санки». Мягкими свистящими звуками заменяют недостающие шипящие звуки [ш], [ж], [щ] : «сюба» вместо «шуба». Звуки [ц,ч] не произносятся, а заменяются другими. Звуки [л], [р], [р’] заменяются звуками [й], [л’].

Не у всех детей данного возраста при освоении звуков происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют вмешательства.

Тревожные признаки:

• Не называет полностью имя и фамилию;

• Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»;

• Много использует слов, значения которых понятно только ребенку (тарабарщина);

• Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса;

• Не использует больше одного слова за один раз;

• Указывает на предмет, раньше, чем называют его;

• Не может назвать каждый предмет на картинке.

4 года

К этому возрасту произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. Произношение [с], [з] становиться отчетливым и правильным. У ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ч, щ] и, наконец, звуки [л], [л’] [р’].

При этом формирование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены. Например, прежде, чем ребенок начинает четко и правильно произносить звуки [ш, ж], он сначала вместо них произносит группу других звуков.

Двухлетний ребенок слово «шуба» может произнести «тюба»; в 2,5 года- как «сюба»; в 3-3,5 года- как «суба»; а к 4-5 годам звук [ш] формируется полностью.

Для звука [ж] в слове «жаба» это будет выглядеть так: «зяба, дяба, заба, жяба» и, наконец, правильное произношение: «жаба».

Звук [ц] в этом возрасте нередко заменяется звуком [с] : «свет»- (цвет); звук [щ]- звуком [с’] : «сетка»- (щетка); звук [ч]- звуком [т’] или [ц] : «тяй, цай»- (чай).

Звуки [л], [р] появляются позже остальных звуков.

Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше. Но, есть и такие случаи, когда произношение этих звуков в этом возрасте считается дефектным и требует консультации логопеда.

5 лет

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор). Вместе с введением в активный словарь детей новых слов углубляется понимание смысл употребляемых слов, дети учится пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

У детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.

В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи.

Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:

- не всегда шипящие произносятся четко;

- р заменяется л или й;

- л заменяется л’;

- характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.

Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с, з, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, звонкие (в, б, г, д) и глухие (ф, п, к, т) звуки, но в речи они их еще могут смешивать, т. е. вместо одного звука употребляют другой («у Маши сарф»).

6 лет

Некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими : звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л] : «рампа»- (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим звукам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4-5 лет, научившийся произносить звук [ш].

В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются им в речи.

Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения путем постоянного общения с ним.

Рекомендации:

Постоянно следить за своей речью: говорите неторопливо, отчетливо и внятно, не в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок;

• При ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произнесенный звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует сразу заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации. Если же изъяны произношения не устраняются, то следует обратиться за помощью к специалисту.

• Следует помнить, что дефекты речи, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются и на всю жизнь и могут повлиять на успеваемость в школе (трудности чтения и письма, выбор профессии, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т. к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.

Публикации по теме:

Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» Поощрять детей нужно : 1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Памятка для родителей. Игры для развития внимания дошкольников Памятка распечатывается двусторонней печатью, складывается в виде буклета. Игровая гостиная. Играем всей семьей. Игры за столом на развитие.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Критерии развития речи у детей от 3 до 6 лет. Памятка для родителей и педагогов
Опубликовано: 15 января 2021 в 12:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Критерии развития речи у детей от 3 до 6 лет. Памятка для родителей и педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Алла Родионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД