Карлова Юлия
Криотерапия как игровая современная педагогическая технология в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Карлова Юлия Михайловна,
Воспитатель МДОБУ № 5 «Вишенка» станица Советская,
Новокубанский район.
«Криотерапия как игровая современная педагогическая технология в работе с детьми раннего возраста».
Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе, мною активно используются и применяются на практике. Интересным для меня стало обратить внимание на нетрадиционные технологии развития мелкой моторики. Это – криотерапия. Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).
Публикация «Криотерапия как игровая современная педагогическая технология в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Криотерапия для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи, а так же происходит оздоровление организма.
Целью моей работы является снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность и возбуждение иннервации мышц тонкой моторики.
2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
3. Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти.
4. Развивать воображение и творческую активность.
5. Развивать цветовосприятие.
Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, приходишь к выводу: что необходимо рассматривать криотерапию как один из важных, приоритетных задач оздоровления организма в данном возрасте.
Я стала применять ее в игровых ситуациях.
Игровые ситуации с применением технологии криотерапии проводятся в 3 этапа:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр. Это игры в которые можно играть 5-8 секунд;
2 категория игр. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – пальчиковая гимнастика. После игры со льдом используется любая пальчиковая гимнастика.
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом результате.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Представлю вам несколько игр 1 категории.
«Бассейн»
Цель: развитие пространственной ориентировки.
Оборудование: предварительно подготовленные ледяные кубики льда, маленькие игрушки, глубокая миска.
Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-8 секунд. И достает спрятанные игрушки. Криоконтраст проводят 3 раза.
«Разморозь игрушку».
Цель: Активизировать сократительные способности мелких мышц кисти рук.
Оборудование: шарики льда, в которых заморожены маленькие игрушки.
Ребенок в ладошке размораживает ледяной шарик, чтобы достать свой клад.
Мы можем одновременно воспроизводить какой- либо стихотворный текст. например: «Льдинку сильно сжимаю и ладошку поменяю» и т. д.
Так же к этой категории игр можно отнести «Достань игрушку», «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки».
Следующая категория игр это : выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
«Выложи по контуру».
Цель: развитие зрительного восприятия, формирование целостного образа предмета.
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, контурный рисунок, прозрачный файл.
Ребенку предлагают выложить кубики льда по контуру предмета. Закрепление формы и цвета.
«Найди домик».
Цель: закреплять умение соотносить предметы по форме.
Оборудование: предварительно подготовленные разноцветные ледяные фигурки, картонные домики в соответствии с цветом льдинок.
Ребенку предлагают, найти для каждого цвета свой домик.
Так же к этой категории игр можно отнести: «Выложи по образцу», «Разложи верно»
3 категория игр. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
«Стройка»
Цель: развивать конструктивные способности.
Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда.
Ребенку предлагают построить из кубиков льда постройку, в зависимости от цели занятия.
«Ледяной карандаш»
Цель: развитие воображения, изобразительной деятельности.
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, картон или плотная бумага.
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную тему, или раскрасить готовую картинку цветным льдом.
Т. ж. игры «Продолжи узор», «Справа- слева».
4 категория игр. Это самая длительная категория игр. Выкладывание замков, фигур из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
«Найди одинаковые по цвету».
Цель: развитие цветовосприятия.
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда.
Ребенку необходимо выбрать все льдинки одинакового цвета. «Найди все красные!» или «Найди такой же как у меня».
«Укрась замок».
Цель: развитие воображения, изобразительной деятельности.
Оборудование: предварительно подготовленная ледяная пластина, краски.
Ребенок рисует пальчиками на «ледяном замке» по заданию педагога или по своему замыслу.
После проведения криоконтраста проводится, пальчиковая гимнастика, растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мысленную деятельность дошкольника. Это является контрастом.
Одним из требованием игр со льдом, является разогрев рук. Дети делают массаж рук с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
При помощи пластиковых бутылках с теплой водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью.
В процессе работы были замечены такие изменения : что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение; дают много эмоционально ярких впечатлений; у детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи, развитие интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.
Список используемой литературы.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -105с.
2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е изд., доп. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
3. Баранов А. Ю., Кидалов В. Н. Лечение холодом. – М. : Апрель, 2000. – 160с.
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
5. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно - практическое пособие для логопедов и мед. работников. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000, -32с.
6. Семенова К. А., Степанченко О. В., Виноградова Л. И., Панченко И. И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с ДЦП // Дефектология, 2000, №6
7. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005.
9. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей/ С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
10. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. – М. : Издательство «Гном и Д», 2005.