Момот Надежда Алексеевна
Краткосрочный проект «Юный эколог» в старшей группе
▼ Скачать
Введение.
«Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!»
Мы, люди, зависим от природы: от воздуха, воды, растений и животных. Но и природа зависит от нас.
В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…
Экология учит нас бережно относиться к природе, к нашей родной планете Земля.
Публикация «Краткосрочный проект „Юный эколог“ в старшей группе» размещена в разделах
Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном общем доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли чего-нибудь плохого?»
Мы часто слышим слово «экология», потому что эта наука учит нас бережно относиться к природе, к своей родной планете.
Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. И вместе с тем должно вестись полноценное развитие и укрепление здоровья детей.
Актуальность проекта.
Проблема взаимодействия человека с природой имеет место быть всегда. Последние годы часто можно слышать: «Уберите человека от природы, и она восстановится сама». Привычка человечества только потреблять, оставляя взамен лишь разрушения и мусор, постепенно уходит в прошлое. На смену подрастает новое поколение людей с сформированным экологическим сознанием. Первые уроки Экологии должны проходит в детском саду. Дошкольное детство самое благодатное время для развития экологической культуры будущей личности нашего общества. Именно в это время у детей формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Проект «Юный эколог» разработан на основе программы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой 3-7 летв соответствии с ФГОС в целях подготовки детей к умению:
1. понимать, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды: качество воздуха, воды, почвы, лесов сказываются на здоровье и жизни человечества;
2. бережно относиться ко всему живому, что нас окружает;
3. взаимодействовать с природой с применением экологических знаний.
Паспорт проекта.
Название: «Юный эколог»
Руководитель проекта : Момот Надежда Алексеевна и Дюмина Мария Николаевна воспитатели группы №24
Участники проекта : педагог, воспитанники подготовительной к школе группы № 24 «Осьминожки» и родители данных детей.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Срок реализации: январь 2023 – август 2023
Проблема: - Можем ли мы беречь окружающую нас природу?
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста экологического мышления с использованием знаний на практике.
Задачи:
Уточнить и углубить знания о растительном и животном мире, о природных явлениях родного края.
Формировать потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.
Развивать умение правильного подхода во взаимодействии человека с природой на практике.
Воспитывать осознанное и бережное отношение к природе.
Методы и форма работы с детьми:
Тематические ООД экологической направленности : «Деревья нашего двора», «Зимующие птиц», «Весна в тайге».
Природоохранные акции: «Берегите воду», «Птичья столовая», «Первоцветы», «Наш цветущий детский сад», «Сортировка мусора»
Беседы: «Профессия – эколог», «Красная книга», «Лесная аптека», «Как вести себя в природе».
Познавательно-исследовательская деятельность.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Чтение художественной литературы «Экологические сказки».
Дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры по экологическому воспитанию.
Продуктивная деятельность: «Мастерская природы», «В природе нет ничего лишнего», "Посадка дерева"
Материалы и оборудование:
Наличие.
Картотеки игр, художественной литературы, наличие видео уроков и презентаций для экологического развития старших дошкольников.
Наличие растительного уголка природы в группе.
Этапы работы над проектом :
1 этап. Организационно – подготовительный с 06.01. 2023г. по 17.01.2023г.
Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
Анкетирование родителей.
Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, выбор дерева для посадки.
Составление плана реализации проекта.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Поиск различных средств достижения целей;
Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
Создание дидактического и методического материала.
2 этап. Основной – реализация проекта с 20.01. 2023г. по 28.08.2023г.
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта согласно перспективному плану работы с детьми старшего дошкольного возраста 5– 6 лет и родителями данных воспитанников.
Перспективный план работы по проекту «Юный эколог».
(старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Месяц, неделя
Название мероприятия
Задачи мероприятия
Форма и место проведения
Январь
Неделя 20.01 - 24.01.
«Деревья нашего двора»
Уточнять и расширять знания детей о значении деревьев в жизни человека.
Дать представление о том, как человек может помочь деревьям в зимний период.
Воспитывать интерес к деревьям на территории детского сада, города.
20.01 – Прохождение экологической тропы на территории детского сада.
21.01 – Беседа «Лес в жизни человека»
22.01 – Акция «Не ломайте деревья»
23.01 – Видео урок «Как вести себя в зимнем лесу»
24.01 – Выставка продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация на выбор ребенка)
«Моё Дерево»
Январь
Неделя 27.01-31.01
«Зимующие птицы»
Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах в Амурской области их образе жизни зимой.
Формировать потребность заботиться о птицах в зимнее время года.
Дать знания о значение птиц в природе и жизни человека.
В течение недели наблюдения на прогулках за зимующими птицами.
27.01. – Беседа о зимующих птицах нашего региона.
28.01 – мастер – класс по изготовлению кормушек для птиц из бросового материал (из пластиковых бутылок и тетра пакетов).
29.01. – Акция «Птичья столовая» - дети с родителями развешивают кормушки на территории детского сада.
31.01 – Выставка продуктивной деятельности (аппликация) зимующих птиц.
Февраль
03.02 – 28.02
«Мастерская природы»
Вызвать интерес к объектам, созданным природой, к их неповторимости.
Обратить внимание на лаконичность и совершенство форм, линий.
Подвести детей к пониманию того, что Природа – лучший художник.
1 неделя – беседа «Простые и ценные камни природы»
- презентация «Мир камней»,
- чтение художественной литературы «Поэзия в камне»
2 неделя – коллективная работа «Пейзаж из камней»
3 неделя – подарок своими руками из природных материалов.
4 неделя – сказки
Г. Бажова «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка».
Март
09.03 – 27.03
«Уголок природы в группе»
Закрепить знания детей о комнатных растениях (названия, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растениями).
Побуждать детей к уходу за комнатными растениями, выращиваю рассады на цветник и огород детского сада.
Учить детей замечать изменения в состоянии саженцев, видеть связь роста растений с уходом за ними.
Отражать наблюдения в Дневниках «Мое растение»
1 неделя – Правила содержания растений нашего уголка.
2 неделя – Высадка семян цветущих растений и овощных культур.
3 неделя – Заметки в дневниках «Мое растение».
4 неделя – продуктивная деятельность – выставка творческих работ детей
«Наш огород на окне».
Апрель
30.03 – 24.04.
День Земли «Земля наш общий дом»
Способствовать расширению экологических знаний у детей.
Воспитывать бережное отношение к природе и чувство ответственности за все живое на нашей планете.
1 неделя – «Сортировка мусора», презентация по утилизации бытовых приборов, акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
2 неделя – беседа «Профессия – эколог», чтение художественной литературы «Экологические сказки»
3 неделя – игра викторина «Знатоки природы»
4 неделя – Правила для юного эколога.
Май
11.05 – 29.05
«Весна в тайге»
Учить детей любоваться красотой живой природы, радоваться приходу весны.
Отмечать изменения, которые происходят с ветками деревьев на участке и срезанными для наблюдений за ними в группе.
Познакомить с тем, что у ветки есть листовые и цветочные почки; они у каждого вида деревьев свои и отличаются, формой, размером, цветом, запахом.
Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе.
11.05 – презентация фильма «Весна в родном краю»
В течение марта наблюдения за изменениями с деревьями в весеннее время года.
18.05 – 22.05 – акция «Первоцветы» - изучение первых цветущих растений на территории детского сада.
25.05 – 29.05 беседы «Растения Красной книги»
Продуктивная деятельность: коллективные работы «Наш цветущий детский сад».
Июнь
01.06. – 26.06
«Кому нужна вода?»
Уточнить представление детей в том, что вода очень ценный продукт.
Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха.
Уточнить представление детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней.
Упражнять в установлении цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов.
Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море.
1 неделя – Опытно – экспериментальная деятельность с водой.
2 неделя – «Сравнение аквариума с рекой, прудом, озером».
3 неделя – акция «Берегите воду».
4 неделя – наблюдения за поливом растений на цветнике и в огороде детского сада.
Презентации: «Разноцветный дождь», «Обитатели рек (прудов, озер)», «Как человек расплачивается за ошибки на море, в океане».
Июль
29.06 – 31.07
«В природе нет ничего лишнего»
Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Сформировать у детей навыки безопасного поведения в природе.
Научить предупреждать лесные пожары.
1 неделя – «Лесная аптека»
презентация: «Лекарственные растения». Зарисовки лекарственных растений на территории детского сада.
Сюжетно-ролевая игра: Фито бар.
2 неделя – «Живые картинки» - выполнение картин из природного материала.
3 неделя – Летний вернисаж – изготовление поделок миниатюр из природного материала.
4-5 недели – Песочные струйки- знакомство с алгоритмом выполнения песочных картин, практика в рисовании небольших миниатюр. Беседа «продолжаем знакомиться с интересными свойствами песка»