Екатерина Дмитриевна
Краткосрочный проект «Вода — удивительное вещество»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Актуальность
«Воду нужно беречь» - все об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же её беречь, если её вон сколько вокруг?
Дома отвернул кран – течет хорошим напором, широкой струёй. Хочешь – холодная, хочешь – горячая. Готовь еду, стирай, купайся, сколько влезет. А вон по городу и за городом – сколько озёр, рек. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаёшь понимать, зачем же воду так беречь, если её огромные объёмы, куда ни взгляни. Так нужно ли беречь воду?- задумались мы. Ответом на этот вопрос и послужила наша работа.
Публикация «Краткосрочный проект „Вода — удивительное вещество“» размещена в разделах
Тема проекта : "Вода - удивительное вещество"
Цель: обогащение у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении воды и ее свойствах, воспитание бережного отношения к воде.
Задачи:
1. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
2. Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.
3. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды.
4. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
5. Создать условия для развития навыков проведения исследовательской деятельности.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Вид проекта : информационно-творческий, групповой.
Время реализации проекта : краткосрочный (2 недели) : 07.11.2022 – 19.11.2022г.
Участники проекта : дети 6-7 лет с ЗРР, родители, педагоги подготовительной группы компенсирующей направленности.
Методы и формы реализации проекта : поиск информации в Интернете, экспериментирование, дидактические игры, конкурс загадок, беседы, чтение книг, сюжетно-ролевая игра, изготовление знаков, макета, составление презентации.
Предполагаемый результат
• Воспитание бережного отношения к водным ресурсам.
• Повышение интереса к образовательной деятельности, содержащей демонстрационные опыты, элементы экспериментирования.
• Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Продукты деятельности: знаки «Берегите воду!», макета «Обитатели моря», альбом «Для чего нужна вода», выставка рисунков.
Содержание проекта :
1. 07.11.2022 – 10.11.2022г. - подготовительный этап:
формирование проблемы, составление проекта, изготовление игр «Где живёт вода?», «Воздух, земля, вода», мнемотаблица к стихотворению «Вы слыхали о воде?», привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
2. 11. 11.2022 – 15.11.2022г. основной этап:практическая реализация проекта
3. 16.11.2022 – 18.02.2022г. заключительный:подведение итогов, составление итоговой презентации,
Проблемы проекта : Что может вода? Возможна ли жизнь без воды? Что мы можем сделать, чтобы беречь воду?
День недели, дата Мероприятие Цель Участники Материал
Понедельник,
07 ноября Утренняя беседа «Возможна ли жизнь без воды?» с практическим упражнением по привитию культурно – гигиенических навыков. Постановка проблемы перед детьми, привлечение внимания к данной теме дети,
воспитатель
НОД «Вода. Основные свойства воды» Привлечение внимания детей на значение воды в нашей жизни, знакомство со свойствами воды. дети,
воспитатель Конспект занятия
Альбом «Для чего нужна вода?»
Консультация «Вода в жизни ребёнка» Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. Расширение знаний о значении воды в жизни детей. родители, воспитатель Консульта-
ция в уголке
Вторник, 08 ноября Экспериментальная деятельность «Свойства воды». Способствование накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, жидкая, может течь, не имеет формы, может иметь цвет, запах, вкус воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, бывает теплой, холодной и горячей Дети, воспитатель Оборудование для проведения опытов
Экологические сказки про снег. Формирование ответственного и доброжелательного отношения к природе Дети, педагоги Альбом с экологическими сказками
Среда, 09 ноября Конкурс загадок «В мире воды» Расширение знаний о различных состояниях воды в природе. Дети, воспитатель
Чтение художественной литературы: заучивание стихотворения Н. Рыжовой по мнемотаблице "Вы слыхали о воде?" Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу посредством стихотворения Н. Рыжовой по мнемотаблице "Вы слыхали о воде?" Дети, воспитатель мнемотаб
лица "Вы слыхали о воде?"
Четверг, 10 ноября Развивающая игра «Где живёт вода?» Расширение кругозора, знаний об окружающем мире. Обучение бережному отношению к воде. Уточнений знаний для чего нужна вода и в чём она содержится. Дети, воспитатели Развивающая игра «Где живёт вода?»
Конкурс рисунков «Разноцветные капли». Творческая реализация полученных знаний о воде и её охране.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности. дети, родители Выставка рисунков.
Пятница, 11 ноября Экологическая сказка о круговороте воды в природе "Приключения капельки". Закрепление знаний детей о свойствах воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объем, как вода, таит в себе много неизвестного. Обратить внимание на значение воды в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Дети, воспитатель
Эксперимент «Круговорот воды в природе» Закрепление полученных знаний о круговороте воды в природе. Дети, воспитатель
Понедельник, 14 ноября Сюжетно-ролевая игра "Морское
путешествие" Расширение представлений об окружающем мире через ознакомление с морскими понятиями, представление о «круизе», «лайнере», морских профессиях.
Закрепление знаний о морских путешествиях, растительном и животном мире морей, о правилах поведения за столом и в общественных местах.
Формирование умения творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт. Дети, воспитатель Макет корабля, бескозыркипальма
Дидактическая игра «Что мы знаем о воде?» Закрепление знаний о воде, о водоёмах и их обитателях. Дети, воспитатель Ромашка с вопросами
Вторник, 15 ноября Экспериментальная деятельность «Агрегатные состояния воды» Уточнение и расширение знания детей о воде, ее агрегатных состояниях, значении в жизни человека. Дети, воспитатель Оборудование для проведения опытов.
Консультация для родителей на тему «Игры с водой» Привлечение родителей к совместной деятельности (опыты по очистке воды в домашних условиях, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.) Дети, воспитатель Консульта-
ция в уголке
Среда, 16 ноября Экологические цепочки «Воздух, земля, вода» Знакомство с растительным и животным миром. Развитие речи. Знакомство со средой обитания животных и растений. Дети, воспитатель Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» Закрепление полученных знаний о круговороте воды в природе. Дети, воспитатель
Четверг, 17 ноября Изготовление знаков «Берегите воду!» Изготовление экологических знаков для проведения акции «Берегите воду!». Дети, воспитатель
пятница, 18 ноября Изготовление макета «Обитатели моря» (тестопластика) Расширение представлений детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относится к водным ресурсам. Формирование у детей, образного представления о многообразии подводного мира. Дети, воспитатель Макет.
Акция «Берегите воду!» Привитие навыков бережного отношения к расходованию воды. Дети группы, дети и сотрудники других групп Знаки «Берегите воду!»
Литература:
• В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова "Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие", ТЦ "Учитель", Воронеж 2004 год.
• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова "Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста", Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007 г.
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». -М. : Творческий центр «Сфера»2002.-188 с
• Короткова Н. «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников»,/ Журнал «Ребенок в детском саду» №4-2003 г. -с. 11-22
• Короткова Н. «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников»/ Журнал «Ребенок в детском саду» №5- 2003 г. -с 16-25
• Короткова Н. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников»/ Журнал «Ребенок в детском саду» №3-2003 г. – с. 4-13
• Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010 г.
• Материалы Интернет – сайтов
• Н. Ф. Рыжова «Наш дом – природа. Волшебница – вода» Москва, Интернет – сайты
• Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».- М. 1999 г.
• О. Скорлупова "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Вода" - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 160 с.
• Савенков А. «Исследовательские методы обучения»// Журнал «Дошкольное воспитание» № 12-2005 г. -с. 3-11.