Елена Чистякова
Краткосрочный проект «Веселая матрешка-народная игрушка» для детей младшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта. Практико- ориентированный проект.
Тема проекта. «Веселая матрешка- народная игрушка»
Актуальность реализации проекта.
Игрушка играет важную роль в жизни дошкольника. Знакомя детей с матрешкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Матрешка- яркая и самобытная игрушка для детей и великолепный дидактический материал. Во время игры с матрешкой формируется эстетический вкус, познавательные способности ребенка, развивается воображение. Актуальность проекта состоит в развитии творческих способностей детей и приобщение их к русской культуре через знакомство с матрешкой.
Публикация «Краткосрочный проект „Веселая матрешка-народная игрушка“ для детей младшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Возрастная группа. Младшая разновозрастная группа детей дошкольного возраста от 2 до 4 лет.
Цель проектной деятельности.
Познакомить детей с народной игрушкой «Матрешка»
Задачи проектной деятельности.
1 Дать элементарные знания о истории создания матрешки, о разновидностях, внешнем виде матрешки.
2 Развивать познавательный интерес, творческие способности детей,
поддерживать радость от узнавания нового.
3 Воспитывать любовь к традициям, расширение словарного запаса.
Продукт проектной деятельности.
Детские рисунки, консультация для родителей «Играем с матрешкой», мини-музей «Матрешка». итоговое занятие.
Планируемые результаты.
Развитие познавательного интереса к игрушке- матрешке. Дети приобретут навыки пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой.
Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер).
Развитие творческих способностей.
У меня матрешка есть,
Новая игрушка.
В желтом сарафанчике
Славная толстушка
А ее откроешь-
В ней сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая.
А вторую отвернешь-
Там еще матрешка.
Та матрешка- вовсе крошка.
Та любимая матрешка
Вся она, как маков цвет.
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех ее храню,
Больше всех ее люблю,
Маленькую крошку-
Красную матрешку.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный
Подбор методической и художественной литературы по теме проекта. Подбор иллюстрированного материала: картинок, фото с матрешками. Оформление папки «Матрешки»
Сбор игрушек для создания мини- музея «Матрешки».
Подбор интернет- ресурсов по теме проекта.
2 Основной этап.
Рассказ о народной игрушке матрешке.
Рассматривание папки «Матрешки».
Игры с игрушками матрешками.
Игра- инсценировка «У матрешки- новоселье».
Рассматривание картины «Играем с матрешками».
НОД- лепка «Куколка- матрешка»
НОД- аппликация «Платочек для матрешки».
НОД- рисование «Вот веселые матрешки, ладушки, ладушки», «Украсим матрешкам сарафаны».
НОД- «В гости к нам пришли матрешки»
Развивающая игра «Разрезные картинки» (матрешки)
Разучивание стихов, песен, знакомство с загадками о матрешках.
Конструирование «»
Раскраски «Матрешки».
Организация мини- музея «Матрешки».
Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего сделана матрешка?».
Физминутки, пальчиковая гимнастика «Матрешки».
С/ролевая игра «В гостях у матрешек».
Совместная деятельность детей и воспитателя.
Чтение стихов о матрешках.
Разучивание и пение песен о матрешках.
Загадывание и отгадывание загадок о матрешке.
Рассматривание иллюстраций, картинок, художественной литературы.
Развивающая игра «Разрезные картинки».
Упражнение "Разложи матрёшек по высоте".
Д. и. "Бусы для матрешки".
Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего сделана матрешка?».
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).
Непосредственно- образовательная деятельность.
Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание иллюстраций, картинок, художественной литературы.
Самостоятельное художественное творчество (рисование, раскраски).
Д. и. "Бусы для матрешки".
Совместная деятельность детей и родителей.
Чтение и разучивание стихов о матрешках.
Загадывание и отгадывание загадок о матрешке.
Рассматривание иллюстраций, картинок, художественной литературы.
3 Заключительный этап.
Создание мини-музея «Матрешка».
Проведение итогового занятия: «Сарафанчики цветные для матрешек расписных».
Выставка детских рисунков.
Проведение консультации для родителей «Играем с матрешкой».
Конспект занятия по рисованию
в младшей группе на тему:
«Сарафанчики цветные для матрешек расписных».
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Программное содержание: продолжать воспитывать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им; формировать умение правильно работать с изобразительными материалами, наносить яркие пятнышки, мазки на силуэты сарафанов по всей форме, не выходя за пределы контура, радоваться узором.
Материалы и оборудование: деревянные игрушки (матрешки, медведь, птичка, корзинка, дорожка со следами, платочки, подносы, кисти, ватные палочки, штампы из пробок, баночки с водой, салфетки, краска гуашь (красная, желтая, синяя, зеленая).
Форма организации: коллективная.
Методы и приемы. Игровой, наглядный, словесный, практический. Художественное слово, рассматривание. показ с пояснением.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель: «Зашагали ножки тихо по дорожке
топ – топ – топ, топ – топ – топ.»
Ой, а чьи это следы. Куда они ведут, интересно узнать. Давайте посмотрим.
(Звучит музыка, дети идут по следам и встречают кошечку)
2. Основная часть
1. Встреча с кошечкой
Воспитатель: так вот чьи это следы! Здравствуй, кисынька – мурысенька!
Кошечка. Здравствуйте. Я к вам в гости пришла.
Воспитатель. Кисынька – мурысенька, ты где была?
Кошечка: на ярмарке.
Воспитатель: что там делала?
Кошечка. Игрушки покупала.
Воспитатель. Кисынька – мурысенька, какие игрушки?
Кошечка. Разные деревянные.
Воспитатель: для кого игрушки?
Кошечка. Для своих котят.
Воспитатель. Кисынька – мурысенька, а нам игрушки покажешь?
Кошечка. Да.
(Кошечка достает из корзинки игрушки и показывает детям.)
Дети. (называют игрушки) Медведь, птичка.
Кошечка. А сейчас, я вам загадаю загадку.
Загадка. В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька
Открой куклу Сашеньку
А там крошка Дашенька
А в сестрице Дашеньки
Есть малютка Пашенька.
Дети. Матрешка.
Кошечка: правильно, матрешка (показывает).
Воспитатель. Ребята, а какая эта матрешка (большая, а эта? (маленькая). А какого цвета платочек, сарафанчик у большой матрешки? А у маленькой? (Дети отвечают).
Воспитатель. Правильно. Матрешки разного роста, у всех яркие цветастые платочки и сарафанчики. Ребята, а давайте поиграем с маленькой матрешкой.
2. Игра “Матрешка, где ты?”
Хожу, брожу, матрешку держу,
Разделю пополам, деткам в ручки дам.
Ты тихонечко постой,
Ничего не говори,
Да и сам не смотри,
Только в ручке держи.
“ Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста. ”
Воспитатель: вот, кисынька – мурысенька, как мы умеем играть с матрешкой.
Кошечка. А у меня есть еще матрешки.
(достает из корзинки бумажные силуэты матрешек).
Воспитатель. А где цветные сарафаны у матрешек?
Кошечка: попали под дождик, краски размыло. Что делать? Кто мне поможет?
Воспитатель: не расстраивайся, кисынька, мы с ребятами тебе поможем: украсим узором сарафаны твоим матрешкам.
3. Пальчиковая гимнастика
Наши ручки постарались,
Наши ручки занимались.
По дорожке мы шагали,
Нашу киску повстречали,
Мы с матрешкой поиграли,
Мы матрешку собирали,
Только мы не рисовали.
(Дети идут и садятся за столы).
4. Рисование
Воспитатель. Рассаживайтесь, поудобнее, посмотрите,
что у вас есть на столе для работы. Подумайте, чем вы будете рисовать. Придумайте узор, который нарисуете.
Сарафан матрешкам
Разукрасим сами.
Синими горошками,
Красными цветами.
Ну, а теперь, приступаем к работе.
(Звучит музыка, дети рисуют, воспитатель индивидуально помогает, поправляет).
(По окончании работы дети берут свои работы и кладут на стол.)
Воспитатель. Кисынька, порадовали тебя дети, наряды получились матрешки. Тебе понравились они?
(Кошечка рассматривает работы).
Кошечка: спасибо вам ребята, за помощь. Очень нарядные матрешки.
Воспитатель: Кисынька, отвернись, пожалуйста.
А теперь посмотри: узнала ребят?
Наши ребята превратились в матрешек.
4. Танец “Матрешки”
3. Заключительная часть
Кошечка: спасибо вам ребята. Вот вам мой подарок. (Дает матрешку). Ребята, а матрешка эта не простая. (Открывает, внутри шоколадные матрешки). До свидания.
Дети: до свидания.
(Кошечка уходит).
Занятие заканчивается.
Консультация для родителей
«Играем с матрешкой»
Деревянные сестрицы,
Расписные молодицы.
Каждая красавица
Для другой- темница.
Веселые подружки
Прячутся друг в дружке,
Надо все их раскрутить.
Чтобы младшую добыть. (В. Шипунова)
Русские матрешки- самые юные среди народных игрушек. Им чуть больше ста лет. Матрешка «родилась» в конце 19 века в абрамцевской мастерской «Детское воспитание». Токарь В. П. Звездочкин выточил необычную деревянную куколку, похожую на пасхальное яйцо. Известный художник С. В. Малютин посмотрел на это чудо, покрутил в руках, да недолго думая взял краски и «нарядил» куколку в русский сарафан с передником яркий платочек, а в руки «посадил» петушка. И вышла девочка Матренушка- ни в сказке сказать, ни пером описать: красивая да нарядная, веселая да румяная. С тех пор и повелось- Матрена, Матренушка, Матрешечка. Но самое удивительное в матрешечке- не ее наряд да веселый нрав, а секрет! Прячутся в матрешке сестрички- мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну матрешку, а оказывается, что их целых три или пять, а бывает еще пять, и семь, и двенадцать. Вот такие дружные семейки. Матрешки так всем понравились, что их стали делать во всех городах России. Сами матрешки не всегда девочки- куколки. Бывают башни и грибы, витязи и богатыри, сказочные герои и цари. Бывают матрешки- крошки, а бывают и великаны, ростом с семилетнего ребенка. В 1900 года наша матрешка отправилась за границу- в Париж, на всемирную выставку. С тех пор русскую матрешку знают и любят во всем мире.
Матрешка-детская развивающая игрушка, которая очень интересна для детей. Матрешка развивает мелкую моторику рук, учит ребенка сравнивать фигуры по высоте, размеру. Цвету, объему, развивая логику и мышление.
Матрешка должна быть у каждого ребенка. Ведь как интересно с ней играть. Сначала надо познакомить ребенка с игрушкой, рассмотреть ее: какая она нарядная и красивая. Можно загадывая загадку, открывать матрешку и знакомить с другими куколками. Спросить, сколько матрешек? Одна? Потрясите игрушку. Слышите, там что-то гремит?
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку
А там крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньки
Есть малютка Пашенька.
Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, удивляйтесь и рассмотрите ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек, фартук у матрешек. Объясните, что по форме матрешки одинаковые, а по размеру разные. Обнаружив вторую, третью матрешку, рассмотрите их, скажите, что их много. Выстроив их в ряд, обратите внимание на то, что каждая матрешка меньше предыдущей, каждая одета по- своему. А если матрешек спрятать друг в дружку, то получиться опять одна матрешка.
Вначале детям больше всего нравиться открывать матрешки. Потом они стараются составлять половинки. И пытаются вкладывать одну матрешку в другую. Придумывайте разные задания, чтобы ребенок вкладывал одну матрешку в другую.
Учите сравнивать матрешек по высоте: какая выше, а какая ниже? Поставьте две матрешки рядом и попросите малыша показать, где высокая и низкая матрешки. Пускай, малыш поставит игрушки по росту.
Поиграйте в игру «Найди матрешек». Расставьте игрушки в разных местах в комнате и попросите ребенка найти их.
От того, как вы эмоционально заинтересуете ребенка, зависит как он будет играть с матрешкой.