Нина Самсонова
Краткосрочный проект в старшей группе «Математика вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта :
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Математика вокруг нас“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
2. Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
4. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
5. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
6. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
7. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
8. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационно-творческий
Вид – творческий.
Сроки реализации: ноябрь
Руководитель проекта : Самсонова Нина Александровна
Участники проекта : воспитатели, родители, дети.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – Подготовительный
Определение идей, задач проекта
Сбор информации
2 этап – Практический
Работа с детьми
Работа с родителями
3 этап - Заключение
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Новизна проекта : Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС) • Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательнообразовательного процесса. • Творческая организация воспитательно-образовательного процесса. • Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
ПРОБЛЕМА
На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили реализовать проект «Занимательная математика».
ГИПОТЕЗА
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском садунеобходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширятьматематический кругозор, повышать качество математической подготовки кшколе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейшихзакономерностях окружающей их действительности и активно использоватьматематические знания в повседневной жизни.
Условиями реализации проекта являются : систематизация материала по теме проекта, изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интегрированные занятия, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение художественной литературы, потешек, пословиц по теме, составление рассказов, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, спортивный досуг, викторины, экскурсии, наблюдения и прогулки, консультации для родителей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатель: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор литературных произведений; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подготовка презентаций по теме проекта.
Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка литературы.
2 этап. Основной этап.
Работа по данной теме спланирована по блокам.
1 блок. Познавательное развитие.
Беседы:
«Друзья геометрических фигур»
«Геометрические тела»
«Веселые фигуры»
«Волшебные фигуры»
«На что похоже?»
«Что я знаю о геометрических фигурах»
«Из чего сделаны геометрические фигуры»
«Волшебные превращения геометрических фигур
(сгибание, разрезание, вырезание)
2 блок. Речевое развитие.
Описание геометрических фигур и тел
Чтение, составление рассказов и сказок:
Сказки с элементами счёта «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев», «Цветик – семицветик» В. Катаева, рассказ К. Ушинского «Четыре желания», сказка, как круг и треугольник с квадратом подружились.
Поговорки
Стихи про цифры
Считалки
Загадывание загадок о геометрических фигурах и цифрах, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
Придумывание загадок
Беседы: «Весёлые фигуры», «На что похоже», «Что я знаю о геометрических фигурах».
Рассматривание картин и иллюстраций по теме
Рассказывание «Закончи сказку по другому»
ООД по ФЭМП и развитию речи в старшей группе
ООД «В осеннем лесу»
3 блок. Художественно – эстетическое развитие
Просмотр компьютерной презентации:
«Полёт на планету математики», «Забавные фигуры».
Раскрашивание математических раскрасок.
Рисование цифр
Рисование геометрических фигур на манке
Постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьенеша, кубиков Никитина, палочек Кюизенера.
Работа детей со счётными палочками
Создание рисунков с помощью геометрических фигур
Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание).
ООД Лепка «Весёлые цифры»
ООД по ФЭМП с элементами рисования «Приключение маленькой звёздочки»
ООД по математике «Письма королевы математики»
ООД по ФЭМП «Путешествие в осенний лес»
ООД по ФЭМП и аппликации
ООД по ФЭМП с элементами плоскостного конструирования и аппликации
4 блок. Социально-коммуникативное развитие
Работа с математическими прописями - раскрасками
Дидактические игры:
«Крестики – нолики»,
«Математическое лото»,
«Лабиринты»,
«Какие цифры потерялись»,
«Найди, что лишнее»,
«Математические домики»,
Головоломка «Танграм», «Волшебные круги»
Тренажёр с пробками
«Весёлые цифры», «Сложи узор»
Составь из частей целое
Пальчиковые игры
Сюжетно – ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Почта», «Детский сад»,"Мы строители", "Автобус", "Водитель и пешеход", «Семья».
5 блок. Физическое развитие
Подвижные игры:
«Море волнуется»
«Свободное место»
«Сделай фигуру»
«Живые геометрические фигуры»
«По кочкам через болото»
Игры:
«Найди свой домик»,
«Ловушки с мячом»,
«Найди пару»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
• Беседа «Чем мне интересны математические игры».
• Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.
• Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
• Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
• Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».
• Обработка и оформление материалов проекта.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Знакомство родителей с задачами проекта
2. Рекомендации по теме «Математика вокруг нас»
3. Беседа с родителями о необходимости участия в их проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу
4. Консультация для родителей «Математика – занимательная игра»
5. Консультация «Математика вокруг нас»
6. Книжки – малышки на тему математики
7. Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
8. Викторина «Умники и умницы»
9. Создание центра математики.
ВЫВОД
Я удовлетворена проведённой работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован материал по теме проекта.
У дошкольников появился интерес к данной теме.
У детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.
У родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;
Преобразовывая центр занимательной математики, я с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности.
Обсуждение итогов и анализ работы
По данному проекту я выбрала детей с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую). В результате моего проекта дети освоили геометрические фигуры, умеют сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие, установили взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами; обогатили словарь математическими терминами; научились использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности, развили образное и логическое мышление, развили интерес к решению познавательных, творческих задач, могут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; могут конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Просмотр развивающих мультфильмов, беседы и презентации о разных геометрических фигурах, о значении геометрических фигур в повседневной жизни. Развились такие свойства: как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Приобрели навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания оказали влияние на формирование навыков исследовательской деятельности. Расширился кругозор детей через знакомство с разными видами часов и их назначением. Развились навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории. У детей повысился запас знаний и представлений, повысилось содержание социального опыта, что повлияло на развитие памяти, речи, логического мышления. Главными помощниками в творческом проекте стали родители. Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом. Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. Уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия, игры, новые исследования с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в свою самостоятельную деятельность.
Мастерим игры своими руками вместе с родителями и детьми. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста.
Данное пособие помогает : Совершенствовать все виды счёта.
Формирует представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету) .
Сюжетно- ролевые игры «Мы Строители»
Дидактическая игра: «Путешествие в страну геометрических фигур», с мультимедийного оборудования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва А. И. «Чего на свете не бывает». М., «Просвещение», 2014г.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение», 2015г.
3. Венгер Л. А., ЯченкоО. М., Говорова Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 2013г.
4. Воронова В. Я. «Творческие игры для дошкольников».
5. Запорожец А. В., Усова А. П. «Сенсорное воспитание дошкольников»,
М. ,«Академия», 2014г.
6. Касабудский Н. И., Скобелев Н. Г., Столяр А. А., Чеботарева Т. Н., «Давай поиграем» (математические игры для детей 5-6 лет). М., «Просвещение», 2014г.
7. Смоленцова А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М., «Просвещение», 2015г.