Наталья Николаенко
Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Не шути с огнём!»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы, инструктор по физической культуре и родители.
Продолжительность проекта: 2 недели
Тип проекта: познавательный – игровой, творческий.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема пожарной безопасности носит особую актуальность, которая продиктована следующими обстоятельствами:
Публикация «Краткосрочный проект в разновозрастной группе „Не шути с огнём!“» размещена в разделах
- увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человеческого фактора;
- наличие игровой деятельности детей пожароопасными предметами;
- недостаточная компетентность и халатное отношение к данной проблеме.
В современных условиях ДОУ необходимо формировать правильное отношение к противопожарной безопасности, т. к. знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. В решении, которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, * общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи проекта:
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах
пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
Принципы реализации проекта:
- систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
- целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу;
- принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний;
- принцип гуманизации, во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемые результаты:
- правильное поведение в экстремальной ситуации: набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес;
- знать средства пожаротушения: вода, огнетушитель, земля, песок, снег;
- уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
- о профессии пожарного;
- осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям
• Подбор дидактических игр, загадок, пословиц.
• Подбор сюжетных картинок, плакатов и иллюстраций
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
Основной этап:
1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:
«Почему огонь полезен и опасен?»
«Беседы о труде пожарных».
«Электрические предметы в доме»
«Эта спичка-невеличка»
«Отчего происходят пожары»
«О правилах безопасного поведения на природе»
2. Рассматривание картин, плакатов и иллюстраций.
3. Продуктивная деятельность детей.
Рисование рисунков «Спички - детям не игрушки»
Рисование на асфальте «Спичка»
4. Дидактические игры:
«Собери картинку» (пазлы)
«Кому что нужно для работы»
«Лото – пожарная безопасность»
«Опасно - неопасно»,
«Предметы-источники пожара».
5. Сюжетно-ролевые игры:
«Позвони 01»
«Пожарная часть»
6. Театрализованная игра – драматизация сказки «Кошкин дом»
7. Подвижные игры и соревнования:
«Пожарные на учении»
«Веселые старты»
«Добрый и злой огонь»
«Мы юные пожарные»
«Что мы знаем об огне»
8. Чтение художественной литературы детям:
Б. Житков «Дым», «Пожар»
Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.
Загадки по правилам пожарной безопасности.
С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»
- К. Чуковский «Путаница»
А. Шевченко «Как ловили уголька».
Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»
Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»
И. Демьянов «Коробок – чёрный бок».
Л. Толстой «Пожарные собаки».
9. Информационный стенд:
«Соблюдай правила пожарной безопасности»
10. Проведение опытов, экспериментов
11. Работа с родителями (консультации):
«Опасные предметы в доме»
«Ребёнок один дома»
«Детям об электричестве»
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Заключительный этап:
Выставки детских рисунков на тему «Спички - детям не игрушки»
Спортивное развлечение «Юные пожарные на учениях»