Елена Медведева
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Организовать предметно-развивающую среду.
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Детское экспериментирование — путь к познанию“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок
смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного
подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской
деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития
ребёнка.
Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
1 этап
Предварительная подготовка :
-прогулки и экскурсии
-наблюдения природных явлений в реальной жизни
-беседа «В мире интересного»
-рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием,
детских энциклопедиях
2 этап
Практическая часть:
-экспериментальные игры «Тонет не тонет», «Сделаем растворы»,
«В какой воде легче плавать»
-чтение художественной литературы
-беседы по изучаемым темам: «Чудо водичка», «Чудо техники»
-игры дидактические, развивающие игры и упражнения
-наблюдения и плановые работы в уголке природы
-действия с магнитом, лупой, переливание жидкостей и др
старшего дошкольного возраста. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
1 этап
Предварительная подготовка :
-прогулки и экскурсии
-наблюдения природных явлений в реальной жизни
-беседа «В мире интересного»
-рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием,
детских энциклопедиях
2 этап
Практическая часть:
-экспериментальные игры «Тонет не тонет», «Сделаем растворы»,
«В какой воде легче плавать»
-чтение художественной литературы
-беседы по изучаемым темам: «Чудо водичка», «Чудо техники»
-игры дидактические, развивающие игры и упражнения
-наблюдения и плановые работы в уголке природы
-действия с магнитом, лупой, переливание жидкостей и др
Описание опытов
ПАРАШЮТЫ (игрушечный парашют)
Оборудование :
-8 кусков верёвки по 40 см
-большой пластиковый пакет
-двухсторонний скотч
-игрушечный человечек
Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка.
Сложили парашют и бросили его
как можно выше.
При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.
Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падение.
ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА
Оборудование :
-2 свечи
-2 блюдца
-банка
-спички
Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли стаканом и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через
некоторое время свеча накрытая стаканом погасла.
Почему она погасла?
В стакане кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и
мы не можем жить без кислорода.
ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?
Оборудование :
-2 яйца (сваренное в крутую)
-соль
-вода
-2 ёмкости
Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ём-
кость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности.
Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче
солёной воды и оно поднялось на поверхность
ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ
Оборудование:
-краски
-3 ёмкости
-формочки
-вода
В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными
красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки.
Формочки вынесли на улицу на мороз. На следующий день получили разноцветные льдинки разноцветные льдинки
ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НЕВИДИМКА ВОЗДУХ»
Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах ;о роли в жизни живых существ.
Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.
Материалы и оборудование: весы подвесные ; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой; трубочки для коктелей; пустой стакан; прозрачная ёмкость с водой; целлофановые пакеты; пузыри.
Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения? А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звёзды? Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(воздух)
Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе? Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. Чтобы доказать, что воздух есть мы в нашей лаборатории проведём опыты.
КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воз-
дух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится?
Какой он? Вы его видите?
Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите
пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
И так, мы его не видим, но чувствуем.
ЧТО В СТАКАНЕ
Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он
пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой
и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите,
снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям
потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан?
Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ
Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся?
Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.
.
ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?
Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки.
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее чем шар без воздуха.