Ркоян Анастасия
Краткосрочный проект «С. Я. Маршак и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА №43 «РОДНИЧОК»
Краткосрочный проект
«С. Я. Маршак и дети»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Ркоян Анастасия Борисовна
Химки 2018
Публикация «Краткосрочный проект „С, Я, Маршак и дети“» размещена в разделах
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта :
Познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака :
- «Багаж»,
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- «Усатый полосатый»
- «Пудель»
- загадки
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность – 2 недели
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений С. Я. Маршака.
- Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
- Театрализованная игра для детей средней группы.
- Подбор фонотеки, видеотеки произведений.
2. Активное участие родителей в реализации проекта.
3. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
4. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
5. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
6. Приобщение детей совместно с родителями к посещению библиотеки.
7. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
8. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
9. Популяризация семейного чтения.
Участники проекта :
- дети средней группы
- воспитатели
- родители воспитанников
Тип проекта : Творческий
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Виды детской деятельности:
- Познавательно-речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет».
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака;
- Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год».
Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.
- Загадки и викторина по произведениям С. Я. Маршака.
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке», «Круглый год», «Сказка о глупом мышонке».
- Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению «Детки в клетке», «Мяч»;
- Аппликация «Пудель».
- Лепка (пластилинография) «Усатый полосатый».
- Конструирование «Вокзал».
- Слушание музыки.
- Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
- Инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке».
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал».
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке;
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак».
- Сотрудничество с родителями
- изготовление иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
- изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми.
-изготовление книжек-малышек «Кошкин дом», «Детки в клетке».
Ресурсное обеспечение проекта :
- сотрудничество с семьями воспитанников;
Подведение итогов:
- проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака.
- выставка творческих работ, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака.
Мероприятия проекта
I. Подготовительный этап
1 Работа с детьми:
– подбор детских книг С. Я. Маршака для смены в книжном уголке.
аннотация произведений.
2 Работа с родителями:
– консультация «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме».
информационный стенд (список литературы по возрасту).
II. Формирующий этап
1 Работа с детьми:
- чтение произведений писателя;
- рассматривание иллюстраций;
- заучивание стихов;
- рисунки детей;
- инсценировка по произведениям;
- изготовление поделок;
-вечер, посвященный творчеству писателя.
оформление выставки «Любимые герои из произведений С. Я. Маршака».
2 Работа с родителями:
- участие родителей в проведении мероприятий;
- практическая деятельность совестно с детьми.
- участие в конкурсах.
- практическая деятельность совместно с детьми.
- изготовление книжек-малышек.
- изготовление поделок.
III. Итоговый этап
1 Работа с педагогами:
– выступление на педсовете по итогам работы.
2 Работа с детьми:
- рисунки детей.
- проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака.
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях;
- развитие артистических способностей детей;
- развитие умения отгадывать загадки;
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака.
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч».
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
Список литературы:
1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М. :
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л. А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С. Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.
6. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
7. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
8. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М. : Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
9. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
10. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
11. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С. Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.