Татьяна Шеметова
Краткосрочный проект «Русская народная игра «Горелки» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда - ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
Тип проекта : групповой практико-ориентированный.
По продолжительности – краткосрочный 18.11.2024 – 22.11.2024
Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.
Цель проекта :
Темочки:
- Педагоги компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Создание условий для формирования комплексного развития ребенка, его физических, интеллектуальных и коммуникативно-личностных качеств через русскую народную игру «Горелки».
Задачи:
познакомить детей с историей русской народной игры «Горелки»;
познакомить детей с различными вариантами игры «Горелки»;
учить использовать в самостоятельной деятельности народную игру «Горелки», действовать согласно правилам;
тренировать внимание, ловкость, выдержку и чувство взаимопомощи в процессе игры;
воспитывать интерес к русским народным традициям через народные игры;
расширять кругозор детей.
Практическая значимость проекта :
Создание условий для мотивации и повышения двигательной активности, здоровьесбережения, развития эмоционально-волевых качеств для межличностного и межгруппового общения средствами народных игр.
Актуальность темы проекта :
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие радость, а не будут учебным занятием.
Весёлые подвижные игры – это наше детство! Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное на эти вопросы нельзя найти точного ответа? Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Игры заставляют много двигаться, требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства.
Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности.
В настоящее время дети редко играют в народные игры, поэтому у меня появилось желание познакомить своих маленьких россиян с самой занимательной частью истории своего народа. Подвижная игра– это спутник жизни дошкольника, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народная подвижная игра является одним из средств эффективного решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Народные подвижные игры очень интересны детям своим сюжетом, динамикой, атрибутикой. Они имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. При знакомстве с играми разных народов, педагог знакомит детей с историей возникновения игры, музыкой, фольклором, тем самым приобщая их к лучшим национальным традициям, а затем дети могут привносить особенности национальной культуры в свою деятельность.
К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Для развития общения и взаимодействия детей нашей группы со взрослыми и сверстниками я решила познакомить их с одной из русских народных игр «Горелки». Игра поможет закрепить тесное взаимодействие между детьми, сплотить их, позволит детям выразить себя в движении, подарит радость общения.
Этапы реализации проекта :
I – подготовительный
II – основной
III – заключительный
1 этап – подготовительный (содержание деятельности) :
Цель: на первом этапе проекта необходимо подвести детей к теме проекта.
Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки». Цель: расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.
Беседа: «Народная игра, - что это такое?» Цель: заинтересовать детей темой народных игр; подвести их к выбору темы проекта, к выбору народной игры «Горелки».
2 этап – основной (содержание деятельности)
Цель: познакомить детей с новой народной игрой и её правилами.
Задачи:
разучить закличку к игре;
продолжать совершенствовать навыки детей слушать ключевое слово-сигнал для действий;
развивать память, речь, внимание, реакцию;
формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
Мероприятия:
1. НОД по ознакомлению с окружающим «История возникновения русской народной игры «Горелки»». Цель: расширить кругозор детей, приобщать детей к истокам русских народных традиций, прививать интерес к истории русского народа.
2. Домашнее задание для родителей: нарисовать иллюстрации к закличке для игры «Горелки»; сшить платочек для варианта игры «Горелки».
3. Заучивание заклички к игре «Горелки» с помощью иллюстраций, нарисованных родителями. Цель: развивать речевую активность детей, развивать диалогическую речь, пополнить словарный запас детей по теме занятия.
4. НОД по физическому развитию «Русская народная игра «Горелки» - знакомство с правилами игры». Цель: развивать физические возможности детей и стимулировать их двигательно-речевую активность; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры.
5. Подвижная игра «Горелки» (второй вариант) Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
6. Подвижная игра «Горелки» (третий вариант) Цели: совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию памяти, речи, внимания; вызвать эмоциональный подъём у детей в процессе игры.
3 этап - заключительный
Цель: применение детьми различных вариантов народной игры в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
• Оформление проекта по данной теме в Worde и PowerPoint.
• Домашнее задание: «Нарисуй, как мы играем в народную игру «Горелки»».
Продукты проекта :
Картотека считалок для выбора водящего «Горелки», планирование НОД с использованием подвижной народной игры «Горелки», сценарий досуга с использованием народного фольклора и народной подвижной игры «Горелки».
Итог: в ходе проекта ребята научились отличать подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием «народная игра». Оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр. Дети научились самостоятельно организовывать часть детского коллектива для проведения русской народной игры «Горелки». Дети контролируют себя и членов детского коллектива в соблюдении правил игры. Дети выражают моральную поддержку физически слабым игрокам. Не все, но многие умеют уступать и быть взаимо-вежливыми в процессе игры. Дети испытывают радость от общения друг с другом и двигательной активности во время игры «Горелки».