Валентина Хрушкова
Конспект занятия «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Птицы зимой»
Цели и задачи:
-Закреплять умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
- Формирование экологической культуры у детей;
- Воспитание бережного отношения к птицам.
- Расширять и систематизировать представление детей о зимующих птицах;
употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект занятия „Птицы зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Картинки и фотографии зимующих птиц; кормушка для птиц; корм для птиц; цветные карандаши, восковые мелки,контурные изображения птиц, снежки (из ваты).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации с изображением птиц; беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления на прогулке ; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, дидактические игры «Угадай, кто это?», «Когда это бывает?».
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационная часть.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).
После прослушивания музыки.
Воспитатель:
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей)
-Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая, злая).
- А какими забавами нас встречает зима? (катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки).
- Ребята. Давайте, мы свами тоже поиграем в снежки!
Подвижная игра «Игра в снежки».
Дети под музыку «лепят» снежки, передавая ватные шарики из рук в руки. А затем кидают друг в друга. По окончании музыки, игра заканчивается.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, ко мне прилетел волшебный «снежок», и он приглашает нас совершить прогулку по зимнему лесу.
2. Основная часть.
Воспитатель: (зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу? (птицы не поют)
- А почему не поют птицы? (улетели в тёплые края).
- Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые из них прилетают по ближе к человеку.
- А зачем? (люди их подкармливают).
-Эти птицы остаются с нами зимовать. Значит, это какие птицы? (зимующие).
-Ребята, давайте с вами познакомимся с зимующими птицами.
Выходит ребёнок в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение).
Пусть снег вокруг искрится,
А зимний ветер злится-
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте как поет синица. (запись на СД- диске).
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека.
Выходит ребенок. в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение).
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря.
Чтоб в морозы и пургу
Не замерз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
-Послушайте теперь. ребята, пение снегиря. (запись на СД- диске).
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег. снегирь по всюду становится очень заметным. Благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, как трещит сорока (запись на СД- диске).
Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее: стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение).
Особа всем известная,
Она – крикунья, местная.
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона.
Ворона…
Картинка с изображением вороны помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Послушайте ребятки, как ворона каркает. (Запись на СД – диске).
Ворона – птица важная, горластая. В каждой вороньей стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение).
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, Ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- А теперь, давайте послушаем ка стучит дятел (запись на СД – диске).
Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь оттуда насекомых. Дупло в стволе ему служит гнездом.
Воспитатель: (выставляет последнюю картинку с изображением голубя).
Голуби – Это доверчивые птицы. Они издают воркование (запись на СД – диске).
- Итак, ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня? Как можно назвать их всех одним словом? (зимующие).
Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули (Дети выполняют имитирующие
Ветер сбивает росу. движения).
Плавно руками помашем-
Это к нам птички летят.
Как они сядут покажем –
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель:
- А, сейчас, мы с вами ребята поиграем в игру на внимание: «Какой птички не стало?»
(на доске картинки с изображением птиц)
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какая птичка улетела?»
Воспитатель:
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная.
- Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки и подкармливатьптиц).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одни- и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель:
- Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесим кормушки и насыплем туда корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летомптицы помогут нам поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки. Я хочу вам сказать, что еда с вашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс, пшено клюют только воробьи, для них годятся и хлебные крошки.
Синицы кроме семян, любят сырое сало или мясо.
Ворона- всеядные птицы.
Снегири предпочитают ягоды рябины, семечки арбуза, тыквы.
Голуби любят крупу и хлеб.
Зрительная гимнастика.
Перед нами воробей
Он с земли зерно клюёт.
Слева голубь к нам идёт.
Справа к нам летит ворона
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите покормить птиц?
Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? (дети выходят и насыпают в кормушки тот корм, который предпочитают птицы).
Игра- стихотворения «На кормушке».
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами поиграем.
На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. (Дети подходят и выбирают).
-Представьте, что вы птицы. Я сейчас буду читать стихотворение, а та птица, которая услышит о себе «прилетает на «кормушку» (дети размещают изображения птиц на магнитную доску- кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь накормился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье,
Было общее веселье.
- Молодцы, ребята, мы покормили всех зимующих птиц.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, я предлагаю вам раскрасить понравившуюся вам птицу.
Дети выбирают контурные изображения птиц.
По окончании работы дети называют, какую птицу они раскрасили.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?
-Что нового, интересного вы узнали?