Анна Турыхина
Краткосрочный проект «Масленица» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «СОШ №18»
Проект :
Составила: А. В. Турыхина
2024 г.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Широкая Масленица»
(для подготовительной к школе группы)
Подготовила : воспитатель МОУ «СОШ №18» Турыхина А. В.
Актуальность темы.
Публикация «Краткосрочный проект „Масленица“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Тип проекта.
- Творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Сроки реализации проекта : одна неделя.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, воспитатель.
Обеспечение.
Методическое:
1. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г.
2. Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г.
3. Комарова Т. С., Зацепина И. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005г.
4. Куприна Л. С., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г.
6. «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 2001г.
7. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы»- М. «Скрипторий 2003», 2011г.
Цель проекта : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи проекта :
1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
2. Обогащать духовный мир детей.
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
6. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Ожидаемые результаты проекта.
· Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
· Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
· Повышение познавательного интереса к родной истории.
Знать:
1. Народные песни, потешки, сказки.
2. Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.
Уметь:
1. Играть в народные игры;
2. Принимать непосредственное участие в названном процессе детей.
3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.
4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей.
Интеграция с другими образовательными областями.
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Этапы проекта :
I.Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Цель
Мероприятия
Понедельник
«ВСТРЕЧА»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре. Беседа «Что за праздник, Масленица?»
Рассматривание альбома «Масленица» Поговорки про масленицу.
Заучивание стих-я «Масленица».
Продуктивная деятельность «Масленичные куклы».
Оформление выставки для родителей
Вторник
«ЗАИГРЫШ»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
Беседа «Как отмечать Масленицу».
П/и «Горелки».
Разучивание масленичных закличек.
Среда
«ЛАКОМКА»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
Слушание песни «Ой, блины!»
Тестопластика «Бублики, баранки».
Игры-эстафеты на улице.
Четверг
«РАЗГУЛЯЙ»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
Подготовка к фольклорному празднику «Широкая Масленица».
Пятница
«ПОСИДЕЛКИ»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
Развлечение «Широкая масленица».
Лакомство блинами.
В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния организованные на площадках города.
Пути реализации проекта :
1. Сбор информации о празднике Масленица.
2. Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.
3. Подготовка и проведение развлечения для детей «Наша Масленица».
II. Этап – Исследовательский.
- работа по плану с детьми, родителями;
- выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный.
- развлечение для детей «Наша масленица»;
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.