Салтанат Кустанова
Краткосрочный проект «Космос без границ»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №69»
ЭМР Саратовской области
Краткосрочный проект «Космос без границ»
Воспитатель: Кустанова С. И.
Энгельс, 2021
Тема: «Космос без границ»
Тип проекта : Кратковременный : с 12.04.2021 по 16.04.2021 год.
Участники проекта : Дети группы № 9, родители, воспитатели.
Публикация «Краткосрочный проект „Космос без границ“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей
дошкольного возраста в системе музейной педагогики через совместную
деятельность педагогов с родителями воспитанников.
Задачи:
- способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство»;
- способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;
- способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме;
- подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь;
- воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
- привлечь родителей к участию в проекте, путем организации творческих работ «Этот загадочный космос»
Особенности мини-музея в детском саду:
- Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
- Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
- Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей,
педагогов и родителей.
Материально-техническая база:
Мини-музей, включающий в себя: модели Солнечной системы,
космической ракеты, космонавта, «летающей тарелки» с инопланетянами,
скафандр, макет планеты Нептун, первого спутника, и. т. д., изготовленные руками детей, родителей, воспитателей; альбомы, иллюстративный материал по теме: «Юрий Гагарин- первый космонавт»; микроскоп; магниты для опытов; настольные игры по теме; дидактические игры; иллюстрации по теме: Космос»; «Созвездия»; библиотеку книг по теме; фотографии «Наши космонавты», карта звездного неба
Методическое оснащение:
дидактические игры, карточки, беседы, стихи, загадки, конспекты НОД,
подборка подвижных игр и познавательно-исследовательской
деятельности для детей (опыты, эксперименты).
Этапы реализации проекта :
1. Этап – подготовительный
Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме.
Знакомство родителей с проектом
Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.
Разработка систем занятий.
Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе.
2. Этап – основной
Беседы на тему «Что такое космос?»; «Первый полет Гагарина»;
Сюжетно — ролевые игры «Космодром», «Будущие космонавты»,
«Путешествие в космос», «Космические спасатели», «Мы изучаем космос».
Дидактические игры «Построй ракету»; «Восстанови порядок в солнечной системе». «Собери разные слова из задуманного слова «космос». «Космическое путешествие». «Подбери созвездие». «Разные картинки». «Подбери одежду для космонавта».
Продуктивная деятельность:
Художественно-эстетическое развитие: изготовление макетов в мини-музей (космических кораблей, ракет, планет и др., выставок ко дню космонавтики, изготовление открыток, посещение детской библиотеки совместно с родителями.
Музыкально-спортивное развлечение: «Школа космонавтов»
Подвижные игры: (картотека игр).
Занимательные опыты и эксперименты.
Художественная литература: Рассматривание иллюстраций в
энциклопедиях: «Космос», «Книга звездного неба», «Звезды и планеты»,
«Космические аппараты», «Солнечная система», заучивание стихов о
космосе и космонавтах, чтение произведений: Н Носов «Незнайка на
луне», В. Бороздин «Первый в космосе», В. Медведев «Звездолет
Брулька», В. Кащенко «Найди созвездие», В. Клуманцев «О чем
рассказал телескоп».
Консультация для родителей: «Как познакомить дошкольников с космосом».
Заключительный этап: Презентация проекта для родителей и педагогов
детского сада.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ»
Цель: Познакомить детей с понятием «музей», «экспонаты»,
«экскурсовод», с правилами поведения в музее.
Рассказать о цели создания музея и о его назначении.
Закреплять умение анализировать и обобщать представления об
отдельных экспонатах, полученные в ходе музейного
экспериментирования.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в музей нашего
детского сад. Что же такое музей? (Ответы детей, которые воспитатель
выслушивает и обобщает). Это дом, где собирают, хранят и показывают
красивые, старинные или просто интересные предметы: картины,
игрушки, ткани, книги, посуду, одежду и многое другое.
А как вы думаете, для чего люди создали музеи? (Ответы детей). У
каждого человека есть вещи, которые ему особенно дороги: любимые
книги, необычные находки, сувениры и т. д. Людям всегда хотелось
сохранить что-то на память, чтобы потом показать своим детям, внукам,
знакомым и друзьям. Например, одни собирают картины, другие редкие
книги, третьи - красивую посуду, а четв ртые – игрушки. Большое
количество каких-то предметов называется коллекцией. (Воспитатель
демонстрирует любую коллекцию)
Воспитатель: У кого из вас есть дома коллекции? (Выслушивает ответы
детей)
Воспитатель: Кому вы показываете свою коллекцию? (Ответы детей,
которые воспитатель выслушивает и обобщает). Коллекции находились в
доме у тех, кто их собирал, и их могли увидеть немногие. И тогда люди
стали размещать свои коллекции в специальных зданиях, которые и
назвали МУЗЕЯМИ. Сюда может прийти любой желающий и посмотреть
на ЭКСПОНАТЫ. Музей может быть посвящ н одному предмету.
Например, музей часов, музей кукол, музей картин, а может содержать и
много коллекций. Тогда их размещают в специальных ЗАЛАХ, чтобы
ПОСЕТИТЕЛЯМ музея было удобнее рассматривать экспонаты.
О каждом музейном экспонате Вам сможет рассказать специальный
работник – экскурсовод. Сегодня Вашим экскурсоводом буду я. И
попрошу вас выполнять обязательные правила поведения для посетителей
музея в нашем детском саду:
1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по
окончанию экскурсии.
2. Не все экспонаты в нашем музее можно трогать руками.
Как вы думаете, почему мы ввели для посетителей такое правило?
(Ответы детей, которые воспитатель выслушивает и обобщает).
Некоторые экспонаты очень хрупкие и они могут поломаться или даже
разбиться при неосторожном обращении и их красоту больше никто не
увидит. (Воспитатель демонстрирует детям пример небрежного
обращения с экспонатом - можно взять для примера обычную салфетку
или пергаментную бумагу).
Теперь вы готовы к посещению музея, и я рада пригласить вас на
ЭКСКУРСИЮ.
2 часть (проходит в помещении музея) - Знакомство с экспозицией
музея «Русская изба». По окончании экскурсии-
1) педагог проводит беседу – диалог «Наше первое посещение
музея». Узнать о впечатлениях детей, закрепить новые правила и
словарные понятия. Что такое музей? Как называется музей, который вы
посетили? Что такое экспонаты? Какие существуют правила поведения
посетителей в музее. Кто рассказывает нам об экспонатах в музее? Что
вам больше всего понравилось в музее?
2) Организовать с детьми сюжетно-ролевую игру «Музей» или
игровое упражнение «Собери коллекцию для музея»
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе
на тему: «Этот загадочный космос»
Цель: Обобщение и систематизация знаний и представлений детей о
звездах и созвездиях.
Задачи: вызвать интерес к космическому пространству; расширить
представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к
этой профессии; активизировать внимание и память детей; развивать
воображение, фантазию; обогащать словарный запас, развивать связную
речь детей.
Лексика: космос, космонавт, созвездие, планета, спутник, космическое
пространство, полет, скафандр, невесомость, испытания, здоровый,
знающий, трудолюбивый, мужественный, выносливый, запускать,
изучать, наблюдать, тренироваться, испытывать.
Материалы и оборудование: видеокамера, телевизор, флешкарта с
записью вида Земли из космоса, старта космического корабля,
аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир, посмотри…», посылка,
портреты первых космонавтов России, листки активности по количеству
детей с заданиями, мини батут, листы бумаги, карандаши, краски, пастель
для рисования.
Предварительная работа:
Проектная деятельность «Космос» : знакомство с устройством
Вселенной (Солнце, Земля, Луна, планеты, звезды, спутники).
Беседы с детьми о Космосе, о науке, о летчиках-космонавтах.
Рисование «В космосе»
Чтение стихотворений И. Холина «Я тоже к звездам полечу», Р.
Василек «Маленький пилот», Л. Леонова «Солнечный ветер».
Рассматривание репродукции А. Шилова «Сын Родины»; портретов
первых космонавтов России.
Д/и «Что нужно космонавту», «Что лишнее?»
Последующая работа:
Изготовление макета Вселенной.
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
Работа с родителями:
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к с/р. игре
«Космонавты».
Привлечение родителей к пополнению выставки «Освоение
космоса».
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе на тему: «День космонавтики»
Цели: Познакомить детей с историей возникновения праздника День
космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.
Задачи:
- Закрепить знания о геометрических фигурах.
- Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
- Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.
- Воспитывать любознательность.
Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.
Оборудование:
Картинки с изображением портрета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки,
созвездий, Луны. Воздушный шарик. Набор геометрических фигур,
образец ракеты, составленной из этих фигур. Листы бумаги с
нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур,
карандаши. Рисунки созвездий. Картон с прорезанным кругом, краска
желтого и оранжевого цветов, губки, оборудование для рисования.
Ход занятия:
С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о
том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-
много времени пока люди научились строить летательные аппараты. И
первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки.
Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых
собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и
Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в
космос, туда отправился первый человек.
Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин
полетел в космос (показ портрета Юрия Гагарина)
В космической ракете с названием «Восток».
Он первым на планете подняться к звездам смог.
С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики
— праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в
космос.
Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов : отправимся в полет на
космическом корабле, поможем инопланетянам, понаблюдаем за
созвездиями.
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Я покажу вам на
примере шарика, как летит ракета.
Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.
А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх.
Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был
воздух. А в ракете не воздух, а топливо.
А теперь давайте построим свои ракеты из геометрических фигур.
Дидактическая игра «Построй ракету»
Детям предлагается набор геометрических фигур. Из которых нужно
сложить ракету.
Динамическая пауза «Космонавты высаживаются на планеты»
На полу разложены обручи разного размера и величины. Дети
делятся на две команды «Восток» и «Молния» и выполняют команды:
Члены экипажа космического корабля «Восток», постройтесь друг за
другом.
Члены экипажа космического корабля «Молния», встаньте в круг.
Команда космического корабля «Восток» высадилась на большую
желтую планету.
Команда космического корабля «Молния» высадилась на две
маленькие синие планеты.
Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся
вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других
слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.
Только наша планета Земля.
Во всем пригодна для жилья.
Ведь Земля — планета-сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Но, может быть, где-то далеко-далеко, возле другой звезды. На
далеких планетах есть живые существа. Тех, кто живет на других, иных
планетах, мы называем «инопланетяне». Вот сейчас инопланетяне
нуждаются в нашей помощи: нужно помочь им найти свои космические
корабли.
Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим
кораблям»
- Взгляните на лист и ответьте: Кто на какой летает ракете?
На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических
фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией
изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых
геометрических фигур.
Над Земл ю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за зв зды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Земл ю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Дидактическая игра «Дай название созвездиям»
Ребята, астрономы — ученые, которые наблюдают и изучают
звезды, обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь
придумать им названия.
Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в
телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие. Как можно назвать
его?
Ответы детей: Домик, Птица, Зонтик, Цветок…
Когда ночью мы глядим на небо, что мы видим? (Показ картинки).
Ответы детей: Звезды и луну.
Луна — это спутник нашей планеты Земля.
Только солнце спать ложится,
Луне на месте не сидится.
Ночью по небу гуляет,
Тускло землю освещает.
Сейчас наша ракета отправится на Луну. Там мы нарисуем лунный
портрет. Но сначала подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Солнце»
(Две соединенные перекрестно друг с другом ладони с разведенными в
стороны пальцами)
«Ракета»
(Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами,
нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе)
«Луноход»
(Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности,
бочком, как "паучок")
Рисование губкой «Луна»
Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона
с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг
(не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами
дорисовать круги-кратеры.
А мы живем с вами на планете. Земля.
За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!
Конспект НОД. Аппликация с элементами рисования
«Космическое путешествие"
Задачи:
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции
«Космическое путешествие». Учить детей составлять изображение
ракеты из готовых форм (квадрата, треугольника, кружков разных
размеров).
Закрепить навык наклеивания готовых форм. Упражнять в
рисовании губкой и ладошками.
Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность, уверенность.
Предварительная работа:
Беседа о космосе (открытки, фотографии, дидактические пособия).
Подвижные игры «Солнышко и дождик». Выкладывание ракеты из
разных предметов (карандашей, счетных палочек, шнурков).
Пальчиковая гимнастика «Космонавт» .
В т мном небе зв зды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Материалы, инструменты, оборудование.
Лист бумаги голубого (серого, фиолетового) цвета, бумажные формы –
квадраты, треугольники, кружочки, клей, губка, гуашь, салфетки
матерчатые, вода в миске для споласкивания рук. Материал для
рассматривания.
Ход занятия
Воспитатель читает детям стихотворение
«Ракета» :
Пилот в космической ракете
на Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
такой не видел красоты.
Воспитатель составляет на магнитной доске изображение ракеты из
геометрических форм (корпус – квадраты, нос-треугольник и т. д.).
Обращает внимание детей на детали, подготовленные для работы. Дети
составляют аппликации.
Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
(Встают на носки, поднимают)
Улетаем на ракете.
(Вверх и тянутся как можно выше)
На носки поднимитесь,
А потом руки вниз.
(Плавно опускают руки вниз).
Раз, два, три! Потянись.
(Тянутся вверх).
Вот летит ракета ввысь!
(Бегут на месте легким бегом).
Затем по желанию дорисовывают кометы, солнце – ладошками, планеты
и другие летающие предметы в космосе – губкой.
СТИХИ О КОСМОСЕ
Земля
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перел тных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зел ной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивл нно.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким
Солнечная система
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера
С тяж лой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четв ртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На зв здном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прил г как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четв ртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время
Свети нам, солнышко, свети…
Яков Аким
- Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой жив тся!
И даже песенка в пути
Сама собой по тся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
- Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки.
-Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка - ква-ква,
Погреться любит тоже!
- Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано.
Пока ты здесь - не улетим
На юг, в чужие страны.
Путешествие по Луне
Джанни Родари
-У лунного моря
Особый секрет, -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет,
И рыбы не водятся тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в н м плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещ не умеет совсем!
ЮРИЙ ГАГАРИН
Спросил я у папы однажды:
"А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю. "
И папа тогда мне ответил:
"Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил".
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он - космонавт, первым вышедший к звездам
Стать космонавтом я хочу,
Гагарин мне пример.
Он первый в космос полетел
Тогда в СССР.
С волненьем слушал целый мир-
Не чудо ли для всех!-
Впервые в космос полетел
Советский человек!
С тех пор прошло немало лет.
Привыкли мы к тому,
Что побывать случилось там
Уже не одному.
День космонавтики у нас.
Я тоже так хочу-
Мне надо только подрасти-
И в космос полечу!
Автор – Татьяна Шапиро
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между зв зд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Римма Алдонина
Зв зды
Что такое зв зды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскал нный газ.
И ещ добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Г. Сапгир
Комета
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Земл ю комета.
И хочется думать:
- Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
- Это л д!
А хвост е - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо ид т,
А Чудо прекрасно всегда!
ЗАГАДКИ О КОСМОСЕ
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в. (телескоп)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный. (спутник)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной -. (комета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам. (Луна)
Список литературы:
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. Конспекты занятий (старшая группа). –
М. : 2009 г.
2. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического
воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.
3. Бахтина Е. Н. Книга звезд. – М. : 1997 г.
4. Вайнберг А. Детская энциклопедия астрономии. – М. : 2008 г.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. «Психологические игры и занятия с детьми.
Комплект. Книга, карточки, лото»
6. Куликовская Т. А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр,
текстов для развития речи дошкольников».
44
7. Ладутько Л. К., С. В. Шкляр «Картотека дидактических игр и
упражнений по развитию речи дошкольников».
8. Малашенкова Е. А. «Прогулка в детском саду. Организация и
планирование».
9. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное
воспитание. -2009. - N11.
10. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. Социально-нравственное
воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М. : 2009 г.
11. Николаева С. Н. Юный эколог. – М. :2002 г.
12. Паникова Е. В., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие.
- М. : 2010 г.
13. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М:
Линка-Пресс, 2008
14. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы //
Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
15. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное
воспитание. - 2007. - N 10.
16. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие
на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.
17. Атлас Земли – М. : 2003 г.
18. Большая энциклопедия для дошкольника. – М. : 2002 г.
19. Звезды и планеты. Иллюстрированная энциклопедия. – М. : 2008 г.
20. Космос. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. – М. :
2004 г. 21. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007