Елена Бондарева
Краткосрочный проект «Я и мои друзья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
"Я и мои друзья"
Составили:
Воспитатель: Бондарева Елена Александровна
Педагог – психолог: Шишова
Введение
Вид проекта : творческо-информационный, краткосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы.
Публикация «Краткосрочный проект „Я и мои друзья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Актуальность проекта. Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить и понять эмоции и настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы и формированию дружеских взаимоотношений друг с другом.
Цель проекта : Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, сформировать представления о дружбе и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Объект проекта : формирование понятий «Эмоции», «Друг», «Дружба».
Предметом проекта : является содержание, формы, средства и методы формирования представлений об эмоциях и дружбе детей дошкольного возраста.
Гипотеза проекта – процесс формирования представлений об эмоциях и дружбе дошкольного возраста будет успешным, если:
- работа будет проводиться комплексно по всем разделам воспитания и обучения;
- широко использовать все доступные современные формы и методы работы.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
Дать понятие «Что такое Дружба?», ;
Формировать умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них;
Формировать умения правильно оценивать поступки, эмоции и чувства свои и своих друзей;
Побуждать детей к совместной деятельности и взаимопомощи;
Воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.
Развивать коммуникативные навыки, социально- коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать развивающий диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творчество в художественно- продуктивной деятельности.
Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Учить открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Прогнозируемый результат:
дети систематизируют знания о дружбе, эмоциях, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками;
научатся применять свои знания на практике, улучшился микроклимат в группе и взаимоотношения между сверстниками;
воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками;
дети научатся оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
сформируют умения распознавать по выражению лица через мимику, жесты, движения, интонацию, эмоции и чувства радостного и грустного настроения, удивления и интереса, гнева и страха;
научатся воспринимать и понимать окружающих, использовать основные формы речевого общения, умения вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения, а также выражать собственные чувства.
Работа воспитателя и педагога – психолога при подготовке к проекту :
- подбор методической и художественной литературы;
- создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр.
Совместная работа воспитателя и педагога - психолога с детьми:
- изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр;
- создание кодекса лучшего друга;
- детские рисунки «Мой лучший друг»;
- изготовление ромашек «Мои эмоции» и плаката «Страна настроений»;
- создание визитной карточки группы.
Этапы работы над проектом :
На первом этапе (теоретико - поисковом)
подбиралась, изучалась специальная литература по теме «Я и мои друзья»,
«Я и мои эмоции»;
изучение группы : наблюдение за общением детей, выявить особенности общения, коммуникабельность.
На втором этапе (мотивационный) - проведение бесед с детьми по темам:
«Что такое дружба?»,
«Что такое эмоции и зачем они нужны людям?»
Чтение ребятам психотерапевтических сказок о дружбе:
«Праздник дружбы»,
«Сказка о дружбе Кеша и Мани»,
«Слоненок Мосик»,
«Сказка о дружбе».
Чтение литературных произведений:
рассказ И. Бутмана «Снежки»;
басня «Два товарища» Л. Толстой;
рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского;
«Как Антон полюбил ходить в детский сад» Зернова Р.
«Незабудка не смогла подружиться» О. Гавриченко.
«Дружат дети всей земли» Викторов В. «Два друга» Квитко Л
прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе:
музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”,
музыка В. Шаинского сл. М. Пляцковского “Улыбка”,
музыка Е. Крылатова сл. Ю. Яковлева “Колыбельная медведицы”;
музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг,
просмотр мультфильмов «Верные друзья», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т. д.
На третьем этапе (творческий)
изготовление ромашек «Мои эмоции» и плаката «Страна настроений»;
создание кодекса «лучшего друга»;
оформление визитной карточки группы.
Заключение:
Детское взаимоотношения постоянно находятся в зоне внимания воспитателей подготовительной группы и педагога - психолога работающего в детском саду. Именно в этих группах формируются умение войти в детский коллектив, установить дружеские отношения и сотрудничество. У детей формируется чувство «единой семьи», углубляется интерес к сверстнику как к партнёру для общения и деятельности.
Воспитатель продолжает расширять и углублять представления детей о важности проявления доброжелательности по отношению друг к другу и к окружающим людям. Предметом особого внимания дошкольников становятся правила поведения и взаимоотношения в группе.
В соответствии с целью и гипотезой были реализованные следующие задачи:
дано понятие «Что такое Дружба?»,
«Что такое эмоции и зачем они нужны людям?»;
сформированы умения распознавать по выражению лица через мимику, жесты, движения, интонацию, эмоции и чувства радостного и грустного настроения, удивления и интереса, гнева и страха;
сформированы умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них;
сформированы умения правильно оценивать поступки и чувства, свои и своих друзей;
активизировано умение детей к совместной деятельности;
сформировано дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, потребность проявлять доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплочённости коллектива.
развиты коммуникативные навыки, социально - коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать развивающий диалог, умение применять свои знания на практике, развивать творчество в художественно - продуктивной деятельности.
расширены и систематизированы знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабаева, Т. И. Образовательная область «Социализация» учебно – методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : Детство – Пресс, 2012. 256с.
2. Пазухина. И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 272 с.
3. Фесюкова, Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4 – 7 лет / Л. Б. Фесюкова. –Х. : ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. – 192 с.
4. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2004. – 175с.
5. Шипицина, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицина, – СПб. : Детство – Пресс, 2010. – 384с.
Приложение.
Слоненок Мосик
В далекой-далекой стране, где никогда не бывает зимы, жил маленький слоненок, и звали его Мосиком. Необычное имя для слона, конечно. Но такое ему дали мама и папа. Из-за этого имени никто не хотел дружить со слоненком.
- Мосик – длинный носик,
Уходи ты спать. Не мешай играть, - дразнились другие слонята и не принимали его в свои игры.
А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения.
Решил Мосик найти себе друга в дальних краях. Рано утром, когда все еще спали, слоненок ушел из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже вредно. Но слоненок Мосик был маленький и глупый. Он даже не подозревал, что вдали от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга.
Слоненок шел очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко палило сверху. Мосику очень хотелось пить.
Вдруг он увидел озеро. Мосик готов был припустить со всех ног к озеру, чтобы испить прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное:
- Помогите! Помогите!
Слоненок замер и оглянулся, но никого не увидел.
- Помогите! Помогите! – послышалось снова словно из-под самой земли.
Мосик нагнулся и заметил маленький цветочек на длинном стебельке. Цветок склонил головку и почти завял.
Слоненку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему, а спросил у цветка:
- Тебе помочь?
Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти прошептал:
- Солнце… Оно такое яркое.
Мосик подумал и воскликнул:
- Я спасу тебя!
Слоненок своими большими ушами, как зонтиками, прикрыл цветок от солнца. Цветку стало легче, он поднял головку и сказал:
- Спасибо тебе, слоненок. Ты настоящий друг.
- Как ты меня назвал? – удивился Мосик.
- Другом. Настоящим, - подтвердил цветок.
- А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть моим другом? – осторожно спросил слоненок.
- Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем поступкам, что они совершают, - сказал цветок.
Слоненок засмеялся. Он стал самым счастливым слоненком на свете. Ведь у него появился друг.
Сказка о дружбе Кеша и Мани
В одной из квартир большого города жила маленькая мышка Маня. Она жила в этой квартире уже очень долго и помнила всех ее жильцов. Они почему-то надолго в ней не задерживались. Одни приезжали, другие уезжали, и почти в каждой семье жил кот, который пытался ее поймать. Однако Мане всегда везло, она убегала и пряталась в своей норке. Норка у нее была очень уютная, чистая и теплая. И хранила она там много разных и полезных мелочей.
И вот однажды в эту квартиру приехала новая семья: мама, папа, маленький Степа и … котенок Киш. Он был маленький, беленький и очень веселый. Киш все время бегал по квартире и всех смешил. Мышку он учуял сразу, но не мог же он забраться к Мане в норку и сцапать ее, поэтому он караулил ее где только мог. Однажды он чуть было не поймал ее. Киш ухватил Маню за хвостик, коготки у него были очень острые и он больно поранил ее. В другой раз он царапнул ее за лапку, но мышка снова юркнула в свою норку.
Шли дни. И вот однажды приключилось вот что. В квартире шел ремонт, и повсюду были разбросаны гвозди, гайки и другие очень опасные штуки для маленьких котят и мышат. В тот день маня отправилась на кухню за хлебом и за сыром. Но не успела она далеко отойти от своей норки, как из коридора вылетел Киш и помчался ей навстречу. Мышка растерялась и подумала, что на этот раз ей не убежать. Только вот бедняга Киш забыл про гвозди и споткнулся. Перекувыркнувшись в воздухе, он упал и больно поранил лапку. Ему было так больно, что он заплакал.
Маня увидела, что котик плачет, и бегом помчалась к себе в норку. Вытащила свою аптечку, вернулась обратно и забинтовала Кешу лапку. Он перестал плакать и с недоумением взглянул на мышку: "Разве ты меня не боишься?". А Маня ему просто ответила: "Давай дружить, Кеш!". "Давай!" - обрадовался Кеш.
Когда Степа с родителями пришли домой, они увидели, что Маня и Кеш собрали все гвозди и сложили их в углу, чтобы больше никто не поранился, а сами уселись на окне и доедали сыр, который они стащили из холодильника.
С тех пор Кеш и Маня не расстаются.
Праздник дружбы
Семья тигров жила в самой чаще леса. У тигренка были братья, но из-за ссор играть вместе у них не получалось. Они все время спорили о том, кто будет водить, кто понесет мяч, кто будет догонять и так далее. Тигренок был младшим в семье, и ему никогда не удавалось обогнать или обыграть братьев. Тот, кто побеждал, считался самым сильным. К тому же братья всегда смеялись над Тигрулей, особенно, если у него что-то не получалось.
Как-то раз решил Тигруля поискать себе новых друзей и отправился на лесную опушку. Через некоторое время он вышел на залитую солнцем поляну. На полянке зайчата играли в салочки, весело бегая друг за другом.
– Можно с вами? – спросил тигренок.
– Давай, догоняй нас! – закричал старший зайчонок, и зайчата бросились врассыпную.
Тигруля думал, что легко догонит любого, но как только он настигал зайчонка, тот резко отпрыгивал в сторону, и гонка начиналась снова. Тигренок решил отдышаться. Самый младший зайчонок подумал, что игра закончилась и принялся рассматривать проползавшего рядом с ним интересного жучка. Заметив, что зайчишка зазевался, Тигруля прыгнул и сильно толкнул его. Зайчик заплакал.
– Ты зачем обижаешь маленьких? – заступился старший зайчонок.
– Это за то, что он нечестно убегает! – ответил Тигруля. – Надоели! Не хочу с вами играть!
– А мы и сами тебя больше не примем! – сказали обиженные зайцы.
Тигренок снова отправился на поиски друзей. Под большой елкой лисята с бельчатами играли в мяч. Тигруля подошел к ним и сказал: «А я тоже умею играть в мячик! Возьмите меня!»
Зверята объяснили ему правила игры в «картошку». Тигренок быстро понял, что тот, кто не ловит мяч, садится в центр круга. И когда он ловил мяч, то нарочно сильно швырял его в зверят, да так, что никто из них не мог поймать мяч. Малыши садились в круг, а Тигруля оставался победителем. Лисятам и бельчатам это быстро надоело, и они попросили его играть по правилам. Но тигренок продолжал издеваться над ними.
– Мы не хотим с тобой больше играть, уходи!
– Хорошо, – сказал тигренок, – не очень-то и хотелось с вами, малявками, играть!
Он сделал вид, что ушел, а сам притаился в кустах. «Я вам покажу, как меня прогонять!» – думал Тигруля. В этот момент мячик подкатился к кустам, где в засаде сидел тигренок, и тот выпустил когти и ударил по мячу. Мячик зашипел и откатился.
– Вот вам! Забирайте свой дырявый мяч! – и довольный Тигруля пошел домой.
На следующее утро все обитатели леса собрались на лесном стадионе – в конце каждого лета здесь проводился Праздник дружбы. Малыши и взрослые звери пришли подготовить стадион к этому торжеству. Тигренок долго бродил по лесу, но так никого и не встретил. Вдруг он услышал в стороне смех и громкие голоса и пошел на шум. Он вышел на лесной стадион, где полным ходом шла подготовка к празднику. Все были заняты своим делом, и никто не обращал внимания на Тигрулю. Тигренок подошел к лисенку, который старательно подметал беговую дорожку.
– Дай я тоже подмету!
– Не дам, будешь отнимать – позову папу! – ответил лисенок. – Не хочу с тобой дружить! Ты проткнул наш мячик!
Тогда тигренок подошел к зайчику, который украшал сцену цветочками.
– Привет! Давай помогу!
– Не дам! Ты маленьких обижаешь! – и заяц, схватив корзинку, отпрыгнул в сторону.
В это время тигренка заметили бельчата и закричали: «Давайте прогоним этого грубияна!» Тигруле ничего другого не оставалось, как пойти прочь. Он шел по лесу и рыдал, ему было очень обидно.
– Сделай глубокий вдох! – послышался голос с сосны. Тигренок сначала сделал глубокий вдох, а потом обернулся. На ветвях сосны сидел большой черный ворон.
Он сказал тигренку:
– Теперь выдохни!
Тигренок послушался. Через минуту он успокоился и перестал плакать. Ворон был очень мудрый и знал, как можно успокоить малыша.
– Вчера я наблюдал за тобой, – сказал ворон, – видел, как ты толкнул зайчонка!
– Но зайцы нечестно убегали!
– Ты хотел догнать всех сразу, но не догнал ни одного! Ты рассердился и толкнул малыша.
– Обычно мои братья смеются и дразнятся, когда я не могу их догнать.
– Если ты хочешь быть таким, как братья, зачем тебе друзья? Подумай. Если же тебе нужны друзья, я научу, как помириться с ними.
– И с лисятами? – спросил тигренок.
– И с лисятами, и с бельчатами! Слушай! – ворон спустился с ветки и стал что-то тихо нашептывать Тигруле на ухо.
Тигренок побежал к большой ели, где лежал порванный мячик. Рядом с мячиком рос красивый белый гриб. Тигруля сорвал гриб, взял мячик и поспешил к тетушке Ежихе.
– Тетушка Ежиха, – попросил Тигруля, – мама говорит, что вы лучшая портниха в лесу. Пожалуйста, помогите мне починить мячик. Я поступил очень плохо – порвал мячик лисят.
Тетушка Ежиха пожалела тигренка и принялась за работу. Через некоторое время на мячике красовалась яркая заплатка. Тигренок поспешил к друзьям и как раз вовремя : волчонок отобрал у зайчат корзинку с цветами и бегал от них по всему стадиону.
– Не обижай маленьких! – крикнул тигренок, в два прыжка догнал волчонка, забрал у него корзину и вернул ее зайчатам со словами:
– Я понял, что вел себя некрасиво, простите меня, пожалуйста! Я хочу дружить с вами!
Лисенок увидел у тигренка в лапах мячик, и закричал: «Ой, смотрите, наш мячик, Тигруля починил его!» Всем стало весело, и звери позвали тигренка и его семью на праздник. Семья тигров первый раз побывала на Празднике дружбы – осуществилась давняя мечта папы-тигра. Благодаря советам мудрого ворона тигренок научился дружить и стал примером для всех зверей.
Урок дружбы
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо. Зачем?. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зё рнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок. дружбы!
Стихотворение А. Шибаевой «Подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки
Весь поцарапали.
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели — нет игрушки.
Сели и заплакали.
Как Антон полюбил ходить в детский сад
Сначала Антон очень не любил ходить в детский сад. Утром мама надевает на него пальто, а он топает ногами и кричит:
- Ненавижу пальто!
Мама завязывает ему шарф и говорит:
- Сейчас поедем на трамвае…
- Ненавижу трамвай!
- Я - на работу…
- Ненавижу твою работу!
- А ты - в детский сад.
- Ненавижу детский сад!
- Но ведь у тебя там товарищи! Как же они будут без тебя? - спрашивает мама и надевает на Антона шапку.
- Нет у меня там товарищей! - кричит Антон. И правда, у него в детском саду не было товарищей, потому что он целый день сидел один, забившись в угол. А когда шли гулять, его держала за руку воспитательница.
Однажды ребята гуляли в садике. Антон сидел на скамейке около воспитательницы. И вдруг он увидел, что один мальчик стоит в стороне, возле клумбы, и плачет, а девочка его утешает.
"Наверно, его кто-то обидел! - подумал Антон. - Он маленький, меньше меня".
Антон слез со скамейки и подошёл к мальчику. Мальчик всё плакал, а девочка говорила:
- Ну не плачь, не плачь! Скоро за тобой придёт твоя бабушка. Не плачь!
- Я не хочу к бабушке! - плакал мальчик. - Я хочу к маме!
И тогда Антон сказал этому мальчику:
- К маме нельзя. Мама на работе.
- А я хочу к маме! - сказал мальчик упрямо. Но тут он поднял голову, увидел Антона и перестал плакать.
Девочка сказала:
- Ну вот, молодец, не плачешь.
И убежала.
А мальчик и Антон помолчали немного, потом Антон спросил:
- Тебя как зовут?
- Вася, - сказал мальчик.
Антон очень удивился - он никогда не слыхал, чтобы мальчиков так звали. Он подумал и сказал:
- А меня зовут Антон.
Вася тоже удивился - он тоже никогда не слыхал, чтобы мальчиков звали таким именем. Потом он сказал:
- У меня есть дома электрическая железная дорога.
- А у меня, - сказал Антон, - есть Ушастик.
Так они разговорились. Потом они вместе собирали жёлуди и с прогулки шли тоже вместе - воспитательница поставила их в пару. Вася был ростом меньше Антона, и Антон очень крепко держал его за руку.
Вечером мама сказала Антону:
- Завтра можешь остаться дома - я взяла выходной день.
Но Антон сказал:
- Не могу я оставаться дома. Мне надо идти в детский сад. А то там без меня Вася будет плакать
«Дружат дети всей земли» Викторов. В.
Воспитатель собирает детей в круг. Держаться за руки, воспитатель читает стих:
«Дружат дети всей земли,
Дружим вместе я и ты,
Даже если не похожи
Разным цветом наша кожа,
Ты не стой и глупи
Лучше к другу подойди
Тихо за руку бери,
К детям в группу проводи!»
Стихотворение «Два друга» Квитко Л.
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят!»
Их двое, а кажется –
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идёт.
Жуков изучают,
Сидят у реки
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает,
Вздохнёт и другой,
Один зачихает,
Чихнёт и другой.
Они не дерутся
Почти никогда.
Ведь драка – не спорт,
Вот борьба – это да!
И оба ныряют
В горячую пыль,
Как только появится
Автомобиль.
Вы ждёте, что вылезут
Двое ребят,
А видите двух
Озорных чертенят.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребят горой.