марина хлызова
Краткосрочный познавательный проект «Мир материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дети старшего возраста готовятся к поступлению в школу, существует необходимость расширять их кругозор, помогать усваивать различными путями представления о материальном мире, предметах, созданных людьми.
Необходимо повышать интерес к окружающему миру, развивать любознательность.
Темочки:
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, модулирующего) моделей и схем.
Возможность участвовать в экспериментальной деятельности, наблюдать, устанавливать логические взаимосвязи между явлениями и процессами отвечает возрастным потребностям детей.
Эмоциональная отзывчивость детей на исследовательскую и игровую деятельность в процессе реализации проекта делает его эффективным
Цель проекта :
развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира
формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи проекта :
Образовательные:
Формировать представления о предметах рукотворного мира и материалах, из которых они изготовлены (глина, бумага. ткань, дерево, пластмасса и др.).
Формировать умения узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево, знать их отличительные признаки (рвётся, бьётся, ломается).
Пользоваться предметами по назначению, учитывая их свойства, и бережно к ним относиться.
Развивать:
Познавательный интерес детей.
Познавательно-поисковую активность ребёнка, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
Речевые умения: обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
Воспитывать:
Бережное отношение к окружающим предметам.
Умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала.
Умение сотрудничать, оказывать взаимное содействие.
Предполагаемые результаты:
усвоение детьми знаний, представлений и умений о предметах рукотворного мира, их качествах и свойствах
развитие у детей самостоятельности, самосознания, активности;
пополнение развивающей среды группы материалом по теме;
Этапы работы над проектом :
Первый этап: Подготовительный.
Подготовка теоретического и практического материала для работы по проекту (книги и энциклопедии, образцы различных материалов)
Знакомство с информацией по теме в литературе и в интернет-ресурсах.
Составить план мероприятий
Выяснить интерес детей к данной теме
Второй этап. Практический (реализация проекта)
Взаимодействие с детьми:
Познавательное развитие :
Изучение предметов в группе «Что из чего сделано?» (беседа, «Найди предметы из одинаковых материалов»
Просмотр презентации «Материалы, которые использует человек»
Занятие по исследовательской деятельности «Почему корабли плавают: изучение «плавучести» различных материалов.
Занятие «Как появилась одежда: изучение свойств ткани, историю ее производства и разновидности»
Занятие «Какая бывает посуда: история посудного производства, материалы для изготовления посуды»
Занятие «Свойства магнита: изучение воздействия магнита на разные материалы (магнетизм).
Занятие «Бумага и ее свойства: разновидности бумаги, история производства»
Занятие «Многообразие профессий», «Деревянные профессии»
Дидактические и речевые игры:
«Узнай на ощупь» (тактильное восприятие)
«Какой это предмет» (резиновые калоши, бумажная корона)
«Тяжелее – легче»
«Что лишнее»
«Найди пару»
«Составь картинку»
«Закончи предложение»
«Узнай по описанию»
«что делает этот предмет»
Художественная деятельность:
«Превращения пластиковой тарелки, бутылки…»
«Зимняя картина из пенопласта: пингвин на льдине»
«Горшочек для каши: лепка из глины»
«Дом, в котором я живу» (рисование)
«Аппликация: ткань и нитки»
Знакомство с художественной литературой»
«Три поросенка»
«Заплатка» Носов Н
Заучивание пословиц и поговорок
«Зимовье зверей»
Игровая деятельность:
Строительные игры: «Улица моего поселка», (используя схемы).
Настольно – печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Одень куклу», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»
Взаимодействие с родителями:
Консультация на тему «Рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру»
Консультация «Как увлекательно знакомить детей со свойствами предметов в ДОУ и дома»
Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора»
Взаимодействие с педагогами:
Консультация «Как развивать любознательность».
Презентация по итогам проекта с целью обмена опытом.
Третий этап. Заключительный.
Проведение заключительного мероприятия для детей Викторина «Мы и наш мир». Цель: закрепление материала, создание благоприятного эмоционального отклика на проект
Подведение итогов, мониторинг, оценка результативности
Оформление презентации «Изучаем предметный мир», знакомство с ней педагогов и родителей.
Выставка детских работ «Поделки из бросового материала».