Иванова Ольга Николаевна
Краткосрочный педагогический проект по формированию КГН у детей младшей группы «Мойдодыр и аккуратные ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы «Мойдодыр и аккуратные ребята»
Вид проекта : краткосрочный (пять неделя)
Участники проекта : дети (3-4 лет, воспитатели младшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Темочки:
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты, проектная деятельность
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Не все дети пришедшие в детский сад из дома имеют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: некоторые не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их индивидуальным полотенцем, другие нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого во время одевания, раздевания, потому важно развивать гигиеническую культуру младших дошкольников. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель проекта :
Сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей 3-4 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Задачи проекта :
Образовательные
• Способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.
• Познакомить с алгоритмом выполнения культурно – гигиенических навыков (умывания).
• Приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать
правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Развивающие
• Развивать эмоциональные качества, такие как уверенность, интерес, радость.
• Развивать внимательность и наблюдательность.
Воспитательные
• Воспитывать желание у детей выглядеть чистыми, опрятными.
• Создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома.
• Приобщать детей к здоровому образу жизни.
Проблема:
Несоблюдение родителями режима дня дошкольного учреждения, находясь дома в выходные дни.
Отсутствие у детей культурно- гигиенических навыков умывания.
Мотивация детей : Быть здоровыми, чистыми, не похожими на «Грязнулю» из стихотворения -К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».
Планируемые результаты проекта :
Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого дети выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры умывание, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания полотенцем и вешают его на место). Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Организация и соблюдение режима для детей дома родителями.
Консультативная помощь родителям по приобщению детей к следующим культурно-гигиеническим навыкам: мытье рук перед едой и после каждого загрязнения, умываться после ночного сна, пользоваться расческой, не брать пищу грязными руками, пользоваться полотенцем.
Ход проекта :
I Организационно – подготовительный этап:
Цель: выявить знания у детей о культурно-гигиенических навыках, с помощью бесед, дать представления детям о культурно-гигиенических навыках умывания, обогатить предметно-развивающую среду, книгами новыми играми и пособиями для погружения в проект.
Для проведения поставленной цели проведена работа:
-Наблюдение за детьми.
Цель: выявление недостатков навыков мытья рук, определение ошибок вызывающие затруднения.
- Подбор материала по формированию культурно-гигиенических навыков
( подбор художественного слова: потешки, загадки; атрибуты для
сюжетно-ролевых игр; алгоритм умывания).
- Знакомство с литературными произведениями: К. Чуковский
«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»; Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса», «Ладушки, ладушки» и другие.
- Организовали работу с родителями (анкетирование для выявления знания
детей о культурно-гигиенических навыках мытья рук, консультации, рекомендации).
II Основной этап:
В работе над проектом активно использовались различные игровые ситуации с целью продолжать поддерживать интерес к формированию культурно-гигиенических навыков, правильно их выполнять, учить осознанно выполнять культурно-гигиенические навыки с целью сохранения собственного здоровья.
Основной формой организации является совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментах, которая соответствует возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
В ходе занятий дети вместе с воспитателем проводили различные проблемные ситуации. Игровые занятия проводились по подгруппам в форме : дидактических игр, постановке проблемных вопросов, различных игровых ситуаций.
Во всех занятиях использовался сквозной игровой персонаж – кукла Катя, для мотивации деятельности. Кукла Катя «задавала» проблемные вопросы, инициировала деятельность детей.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Образовательная деятельность
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр» А. Барто «Девочка чумазая»
Цель: познакомить с содержанием сказки в стихах. Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; развивать внимание, память, логическое мышление, правильную связную речь детей
Образовательная деятельность
Чтение потешек: «Водичка, водичка» «Расти, коса, до пояса» «Ладушки, ладушки»
Цель: Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их. Координировать движения (показывать руками)со словами потешки. Развивать слух и зрительное восприятие, память.
Пальчиковая гимнастика: использование потешки «Водичка — водичка». Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.
Водичка, водичка, Умой моё личико, (делаем движения, как будто умываем лицо) Чтобы глазоньки блестели, (движения умывания глазок) Чтобы щёчки краснели, (движения умывания щечек) Чтоб смеялся роток, (помогаем ротику умываться) Чтоб кусался зубок! (сомкнуть губы «ам»)
Совместная образовательная деятельность
Словесная игра: «Полезно - вредно». Цель: дать представление, что вредно, а что полезно для здоровья.
Совместная образовательная деятельность
Рассматривание и обсуждение иллюстраций:
«Дети обедают» «Мама купает ребенка»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Образовательная деятельность
Тема: "Поможем Хрюше стать опрятным"
Цель: формировать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков; побуждать детей к постоянному их выполнению.
Совместная образовательная деятельность
Беседы: «Перед едой мой руки с мылом» «Дети умываются» Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными, учить правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.
Совместная образовательная деятельность
Ситуативная беседа: «Почему опасно не мыть руки с мылом». Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного.
Совместная образовательная деятельность
Отгадывание загадок
Цель: воспитывать любовь к русскому народному творчеству; закрепить умение детей отгадывать загадки; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать память, мышление, внимание, речь.
У неё причёска – ёжик
Ручка есть, совсем нет ножек.
Чтобы зубкам не болеть,
Все должны её иметь.
Каждый зубик чистит чётко. Наш дружок…
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
Без нее мы никуда:
«ни туда и не сюда»,
Всем для жизни нам нужна
Очень чистая.
Все девочки и мальчики.
Носят меня в карманчике,
А как нужен стану,
Так меня достанут
Чисто себя приберут,
И обратно спрячут.
Парикмахеру нужны,
Очень разные они
Редкие и частые,
Но всегда зубастые.
Совместная образовательная деятельность
Дидактическая игра: «Моем чисто руки и лицо». Цель: закрепить последовательность умывания,
Совместная образовательная деятельность
Игровая ситуация: «Купание куклы». Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»
Совместная образовательная деятельность
Сюжетно ролевая игра: "В гости кукла к нам пришла". Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Закрепить последовательность умывания.
Сюжетно - ролевая игра: «Катя заболела». Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Сюжетно – ролевая игра: «Парикмахерская». Цель: познакомить с профессией парикмахер; учить брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры.
Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»
Образовательная деятельность
Лепка: «Слепи мыло для лисят».
Цель: Продолжать закреплять приемы лепки, побуждать фантазировать, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены.
Образовательная деятельность
Рисование:
«Веселая капелька»
Цель: закрепить с детьми навыки личной гигиены; учить раскрашивать рисунки, не выходя за контур.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Совместная образовательная деятельность
Подвижная игра «Пузырь»
Цель: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Совместная образовательная деятельность
Подвижная игра «Зайка белый умывается».
Цель: активизировать двигательную активность детей. Заинтересовать детей к выполнению упражнений, вызвать положительные эмоции.
Уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.
III Заключительный этап.
Цель: стимулировать практическое использование детьми полученных знаний, умений, навыков, закрепить интерес к познавательной деятельности.
Итоговое мероприятие:
• Экскурсия: В прачечную детского сада.
• Изготовление карточек для родителей по воспитанию КГН в младшей группе.
Работа с родителями
• Изготовление макета «Мойдодыр». Консультации для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
Итоги проекта :
В процессе работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем и вешать его на крючок обратно. Большинство детей научились держать ложку правильно. Также постепенно дети учатся самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены – носовым платком, полотенцем, туалетом. Дети постепенно усваивают порядок одевания и раздевания, и замечая не порядок в одежде устраняют его при небольшой помощи взрослых. Ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно – гигиенических навыков. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков.
Литература:
1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/ с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение,2015.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
4. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.
5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56
7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] : Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.–368 С.
9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 2018
10. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков. [Текст] : Яковленко Т. ,Ходонецких З. // Дошкольное воспитание. -2009-№ 8 –15-20 С.
Приложение
Календарный план
реализации проекта на тему Культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы «Мойдодыр и аккуратные ребята»
День ОД СОД Самостоятельная деятельность Работа с родителями
1 неделя ОО «Речевое развитие»
Чтение потешек: «Водичка, водичка»
Пальчиковая гимнастика: использование потешки «Водичка — водичка». Беседы: «Перед едой мой руки с мылом»
Дидактическая игра: «Моем чисто руки и лицо». Рассматривание и обсуждение иллюстраций: «Дети обедают»
«Чистюли!». Консультации для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
2 неделя ОО «Художественно-эстетическое» Рисование:
«Веселая капелька» Чтение худ. лит: К. Чуковский «Мойдодыр»
Сюжетно ролевая игра: "В гости кукла к нам пришла". Рассматривание и обсуждение иллюстраций: «Мама купает ребенка», «Умываются зверята»
Беседа о личной гигиене и здоровье
3 неделя ОО «Речевое развитие» Чтение худ. лит: А. Барто «Девочка чумазая» Чтение потешек: «Ладушки, ладушки»
Ситуативная беседа: «Почему опасно не мыть руки с мылом». «Где моё полотенце?». Сюжетно - ролевая игра: «Катя заболела».
Упражнение «Покажем зайке, где лежат наши вещи» Привлечение родителей к изготовлении макета «Мойдодыр»
4
неделя ОО «Художественно эстетическое развитие» Лепка: «Слепи мыло для лисят».
Д/ и: «Моем чисто руки и лицо».
Беседы: «Дети умываются»
-П/и «Зайка белый умывается».
Занимательная игра «Почистим зубки» Игровая ситуация: «Купание куклы».
«Сделай красивую причёску» Вывешивание папок-передвижек «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
5 неделя ОО «Познавательное развитие» «Поможем Хрюше стать опрятным» Отгадывание загадок
П/и «Пузырь»
Игра «Мыльные перчатки» Сюжетно – ролевая игра: «Парикмахерская» Консультации для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию»