Овчинникова Татьяна Алексеевна
Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Неделя юного эколога: исследования и эксперименты»
Паспорт проекта.
1. Вид проекта : исследовательско-творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели (20-31 июля).
3. Автор проекта : воспитатель Овчинникова Т. А.
4. Участники проекта : дети второй младшей группы детского сада «Фея».
5. Актуальность темы: дети очень любят экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Публикация «Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе „Неделя юного эколога: исследования и эксперименты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
6. Цель проекта : создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта :
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
-развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
-формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
-развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
-учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности : фотоотчет «Неделя юного эколога», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе ДОУ
Подготовительный этап проекта (1-я неделя) :
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
1-й день «Чудеса в природе – солнышко»
20 июля.
Виды деятельности. Название. Цель.
Чтение художественной литературы: стихотворение Г. Бойко «Солнышко». Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук.
Художественное творчество Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру
Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.
Тематическая прогулка «У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком. Познакомить детей со свойствами солнца. Объяснить, что солнце обогревает всё живое на земле, также нагревает поверхности. Предложить потрогать нагретую солнцем веранду, или скамейку и дать почувствовать, что поверхность очень теплая. Далее понаблюдать, как с помощью солнца предметы отбрасывают тень. Стимулировать двигательную активность.
2-й день «Воздушные чудеса»
21июля.
Беседа «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
Исследование «Воздух не имеет запаха, но может доносить до нас запахи». Например, с помощью свежего огурца подвести детей к выводу, что по воздуху передается запах. Развивать наблюдательность.
Экспериментирование «игра «поймай воздух».
С помощью целлофанового пакета поймать воздух, закрутив пакет. В процессе помочь детям раскрыть и закрутить пакет, тем самым, развивая мелкую моторику рук, ощутить радость от выполненного действия.
Ознакомить с тем, что воздух – он везде, вокруг нас, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.
Стимулировать двигательную активность
Экспериментирование «воздух можно увидеть» с помощью соломинки и таза с водой помочь детям увидеть воздух в воде в виде воздушных пузырей. Стимулировать снятию психоэмоционального напряжения. Стимулировать познавательную и речевую активность.
3-й день «Фокусы с песком»
22июля.
Игра-опыт «Что такое песок». Дать понять детям, что такое песок, из чего он состоит. Проявлять интерес к познанию неживой природы, развивать воображение. Формирование усидчивости.
Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки». Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.
Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей.
Игра с песком «Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений.
4-й день «Вода – чудо природы»
23 июля.
Игры-опыты «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.
Воспитатель берет баночку с чистой водой и закрывает крышкой (на внутреннюю сторону крышки наносится краска). Воспитатель говорит волшебные слова, встряхивает баночку с водой, и вода окрашивается.
Делаем вывод: вода может менять цвет.
Экспериментирование «Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному. Снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и агрессии.
Беседа «Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, не имеет запаха и цвета, и т. д.
Аппликация «Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности
Чтение художественной литературы Рассказ «Как Костя не умывался». Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.
Эксперимент «Вода может склеивать». Познакомить детей со склеивающими свойствами воды на примере двух листов бумаги. Развивать познавательную деятельность через эксперименты, двигательную активность, моторику рук. Развивать заинтересованность в действии, и в получении результата.
5-й день «Ветерок-волшебник»
24 июля.
Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной активности
Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать смекалку, наблюдательность
Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха, как: воздушный поток имеет различную силу.
Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее. Также с помощью веера показать, как в помещении можно обнаружить ветер.
Беседа-закрепление о том, что такое ветер его свойства.
Литература:
1. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Март-Май. Вторая младшая группа/авт. -сост. Т. В. Никитина и др. - Волгоград: Учитель, 2013. - 341 с.
2. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников/О. А. Новиковская. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение.
Эксперименты, исследования и опыты.
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыт №1 «Что такое песок, из чего он состоит?»
Взять небольшое количество сухого песка, насыпать его на лист бумаги и дать рассмотреть детям, показывая, что песок состоит из мелких песчинок, похожих друг на друга.
Вывод: песок состоит из мелких песчинок.
Свойства песка.
Свойство № 1: сухой песок - сыпучий
Предложить детям взять лопаткой немного сухого песка и тонкой струйкой высыпать. Понаблюдать, как он сыпется.
Сделали вывод, что песок легко сыпется, то есть он сыпучий.
Свойство № 2: мокрый песок держит форму, и лепится.
Взять несколько формочек и вёдер, и с помощью мокрого песка сделать несколько куличей, тем самым показать детям, что песок принимает форму ведра или формочки. Также можно предложить детям слепить пирожки «для Мишки» из мокрого песка, а затем из сухого. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
Вывод: мокрый песок держит форму и хорошо лепится, а сухой рассыпается.
Свойство № 3: на мокром песке остаются следы, отпечатки.
Предложить одному из детей пройтись по мокрому песку, предварительно его разровняв, а остальным понаблюдать, как на песке остаются следы. Также можно оставить следы от ладошек детей. Далее, предложить оставить следы на сухом песке, и показать детям, что на нём следы практически не видны.
Сделать вывод, что на мокром песке остаются следы, а на сухом – нет.
Опыты с солнцем
Цель:
1. Расширить представления детей о явлениях природы, познакомить со свойствами солнечных лучей.
2. Поддерживать интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей среды.
3. Познакомить с естественным источником света – солнцем.
4. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются;
5. Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
6. Развивать смекалку, любознательность
Свойство№ 1: солнце – это источник тепла и света на земле, нагревает поверхности.
Рассказать детям, что солнце – это источник тепла и света на земле. Солнце обогревает все живое на земле. Оно необходимо как растениям, так и животным. Когда солнце встает, становится светло, и наоборот, когда оно заходит за горизонт, становится темно и холодно.
Необходимо предложить детям потрогать какую-либо поверхность в солнечную погоду, например, лавочку, горку, или веранду, и дать почувствовать, что поверхность очень теплая, или даже горячая, тем самым давая понять, что солнце нас обогревает.
Сделать вывод, что солнце нагревает поверхности и является источником тепла и света на нашей планете.
Свойство№ 2: отбрасывает тень
В солнечную погоду рассказать детям о том, что на солнце предметы отбрасывают тень. Предложить встать спиной к солнцу и посмотреть вперед, тем самым показать детям, что мы видим свою тень. Также можно взять какой-либо предмет (например, кепка, или какая-либо игрушка) и также поставить её напротив солнца, и тем самым увидеть, что тень имеет очертания этого предмета.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
Свойство№ 3: «Солнечные зайчики».
Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающийся в зеркале.
С помощью зеркала продемонстрировать, как пускать солнечных зайчиков, далее объяснить, что «Солнечный зайчик» - это луч солнца, который отражается от зеркала, либо от другой блестящей поверхности.
Предложить детям поймать солнечный лучик с помощью зеркала, а затем поймать «солнечного зайчика». Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
Сделать вывод о том, что солнечный зайчик появляется путем отражения света от блестящих поверхностей.
Опыты с водой
Цель:
1. Знакомство детей с окружающим миром (свойства воды, действия с водой и предметами).
2. Расширение словарного запаса.
3. Овладение детьми математическими понятиями «полный – пустой», «много – мало».
4. Физическое развитие малышей (развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук).
5. Снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и агрессии.
Свойство № 1 – текучесть
Раздать детям по два пластиковых стаканчика, в один из которых налить воды, далее, предложить перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая, она может течь, это свойство называется текучестью.
Свойство№ 2: вода – прозрачная, не имеет цвета.
Предложить опустить в стакан с водой небольшие предметы разного цвета (например, игрушечные ложки, вилки, тем самым показывая, что предмет не изменил цвет, то есть вода – прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная, через неё виден предмет.
Свойство № 3: вода может изменить свой цвет.
Приготовить три маленьких стеклянных прозрачных баночки с водой и гуашь. Воспитатель берет баночку с чистой водой и закрывает крышкой (на внутреннюю сторону крышки наносится краска). Воспитатель говорит волшебные слова, встряхивает баночку с водой, и вода окрашивается.
Делаем вывод: вода может менять цвет.
Свойство № 4: не имеет запаха.
Предложить детям понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, не имеет запаха.
Свойство№ 5: вода принимает форму.
Приготовить прозрачные сосуды (можно прозрачную интересную бутыль, банку или колбу, заполнить их водой, показывая, что вода приняла форму сосуда.
Вывод: вода принимает форму сосуда.
Свойство № 6: вода имеет вес.
Предложить детям поднять два стакана, один из которых пустой, а второй заполнен водой, тем самым почувствовать, что полный стакан тяжелее пустого.
Вывод: вода имеет вес.
Свойство № 7: вода может склеивать.
Опыты с воздухом
Цель:
1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2. Познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный) и с его значением для всего живого.
3. Продолжать учить отвечать развернутыми предложениями.
4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Свойство № 1: воздух прозрачный.
Раздать детям по целлофановому пакету, далее раскрыть пакет, сделать небольшое движение с открытым пакетом вверх или вниз, и закрыть пакет, немного закрутив его, показывая, что мы поймали воздух, он – в пакете.
Вывод: воздух повсюду, вокруг нас, он прозрачный, невидимый, легкий.
Свойство № 2: воздух не имеет запаха
Предложить понюхать воздух вокруг себя, сделать вывод о том, что воздух не имеет запаха, но может доносить до нас запахи. Разрезать свежий огурец, и почувствовать, как распространяется запах по воздуху
Не имеет запаха, но может передавать посторонние запахи (например, свежий огурец, или приятные запахи с кухни).
Вывод: воздух не имеет запаха.
Свойство № 3: воздух легче воды.
Налить в широкий таз воды, далее, раздать детям по коктейльной трубочке, и предложить группами по три человека подойти, и подуть из трубочек в воду. Проводим наблюдение, что появляются пузыри, - это и есть воздух, или воздушные пузыри, которые поднимаются вверх из воды к воздуху, тем самым давая понять детям, что воздух легче воды.
Вывод: воздух легче воды.
Свойство № 4: Воздух можно почувствовать.
Раздать детям по коктейльной трубочке и предложить подуть себе на ладошку. Сначала подуть слабо, затем посильнее, объясняя детям, что мы чувствуем поток воздуха, и чем сильнее дуем, тем больше ощущаем воздух.
Вывод: воздух можно почувствовать.
Опыты с ветром
Цель:
1. Формировать представления о ветре и его свойстве.
1. Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.
2. Воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке
Понаблюдать, как ветер гонит облака и клонит ветви и листья деревьев. Дать понять детям что ветер – это движение воздуха. Ветер обладает силой.
Далее, в группе закрепить знания о ветре с помощью экспериментов.
Свойство № 1: ветер обладает силой.
В глубокую емкость (широкий таз) набрать воду, пустить бумажные кораблики. Предложить детям подуть на них. Дети дуют на кораблики, и они плывут туда, куда дует ребенок. Поясняя тем самым, что мы сами создали ветер – движение воздуха, и увидели, что ветер гонит кораблики, то есть обладает силой. Рассказать детям, что в море сильный ветер способен двигать целые корабли.
Также этот опыт можно повторить, но с помощью вертушки. Раздать детям вертушки, подуть на них, или помахать ими вверх и вниз. От взмаха, или от движения воздуха вертушка вертится.
Вывод: ветер обладает силой.
Свойство № 2: в жаркую погоду ветер охлаждает, его можно почувствовать.
Сделать с детьми веера (а также можно взять готовые, раздать их и предложить помахать на себя. Дети машут и ощущают прохладу.
Вывод: ветер охлаждает, его можно почувствовать.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная)Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться). Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
6. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
7. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает, как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся, и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
8. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.