Евгения Кинешемова
Краткосрочный исследовательский проект в разновозрастной группе «Быть здоровыми хотим — мы микробов победим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : 2- недели 2024 года
Тип проекта : исследовательский
Участники проекта : дети, воспитатели родители
Возраст детей: 4 -7 лет.
Актуальность: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Важно сформировать у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья через всевозможные виды детской деятельности.
Публикация «Краткосрочный исследовательский проект в разновозрастной группе „Быть здоровыми хотим — мы микробов победим!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Проекты
- Проекты
- Темочки
Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект «Быть здоровыми хотим – мы, микробов победим!» для детей среднего дошкольного возраста. В среднем дошкольном возрасте дети должны не только иметь представление о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, об охране здоровья, но и уметь донести накопленные знания через свободное общение со взрослыми и сверстниками. Жизнь человека неотделима от жизни микробов. Мы существуем с ними бок о бок, используя свойства полезных, и, нейтрализуя опасные микробы и вирусы.
Новизна проекта : заключается в том, что для реализации данного проекта воспитатель использует интеграцию образовательных областей, согласно требованиям ФГОС, использование информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Проект позволяет детям и родителям узнать много нового, интересного, необходимого.
Педагогическая целесообразность : Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребё нка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Практическая значимость данного проекта состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы детьми в окружающей их жизни. Человек в течение жизни подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные заболевания. Микробы живут всюду : в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и животных. Невидимые простым глазом микробы очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки, которые обезопасят их здоровье.
Целью проекта является формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
Для детей:
Образовательные:
• познакомить детей с микроорганизмами и их свойствами (растут, размножаются, питаются, дышат);
• сформировать представление о том, что микроорганизмы могут быть полезными и вредными;
• познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и способами защиты от них;
Развивающие:
• звивать интерес к познанию мира и к процессам, происходящим в организме человека;
• развивать познавательные и поисково-исследовательские способности детей;
• развивать коммуникативные навыки, умение принимать участие в групповой беседе, отстаивать свою точку зрения;
Воспитательные:
• воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье;
• воспитывать бережное и внимательное отношение к своему организму.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебновоспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего
сотрудничества.
Для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
2. Повысить уровень вовлеч нности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Итоговое мероприятие проекта : спортивное мероприятие «Веселые старты», информационный материал для родителей
Продукт проекта : Изготовление рисунков «Вредные микробы», «Полезные и вредные микробы»; презентация «Микробы и вирусы».
Предполагаемый результат:
Для детей:
- сформировать навыки гигиены: умываться, мыть руки с мылом.
- сформировать представления о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде и элементарных способах борьбы.
- проявить устойчивый интерес к способам борьбы с болезнетворными бактериями, подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью.
Для педагогов:
– самореализация, повышение творческого потенциала;
– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Первый этап – создание проблемной ситуации, планирование работы
Цель: Выявление у детей знаний и представлений о микробах, формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни.
Срок реализации: с 07.10.24- 21.10.24г
Этап проекта
Мероприятия
Создание проблемной ситуации, планирование работы Создание проблемной ситуации «Для чего нужно мыть руки»
Выявление знаний у детей о микробах
Составление плана работы
Второй этап- реализация проекта.
Проблема возникла во время проведения гигиенических процедур, когда дети мыли руки, у детей возник вопрос: «Нам говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов. Так что же такое микробы?» Дети стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они знают о микробах. Отвечали на вопрос «Что я знаю о микробах?». Это позволило узнать, какими знаниями владеют дети. Затем им было предложено задать вопросы и выяснить то, что они хотят узнать о микробах. Это помогло на этапе планирования выбрать наиболее интересующую и посильную тему для дальнейших исследований. Здесь же были затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни : «Можно ли увидеть микробы?», «Где живут микробы?», «Как микробы передвигаются?», «Что едят микробы?», «Так ли опасны микробы для человека?», «Как микробы появляются?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?», «Бывают ли полезные микробы?»
Дети высказывали свои идеи и как, было сказано выше, появились вопросы, заявленные детьми в разделе «Что я хочу узнать?», что очень важно для поддержки детской познавательной инициативы. Здесь же обсуждалось, что можно сделать в условиях дошкольного учреждения, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью. В итоге были выбраны следующие направления исследований : «Так ли опасны микробы для человека?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?» «Можно ли увидеть микробы?», «Бывают ли полезные микробы?»
Интеграция образовательных областей
№
п/п Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1 Физическое развитие Подвижные игры, изучение правил Развитие двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
2 Речевое развитие Чтение рассказов, сказок.
Беседы с детьми. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. обогащение активного словаря. Развитие литературной речи к словесному искусству.
3 Художественно-эстетическое Изготовление поделок Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
4 Социально-коммуникативное Изготовление построек развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности с сверстниками.
5 Познавательное развитие Беседы:
- «Болезни грязных рук. Что это такое?» - «Почему, чихая или кашляя, надо закрывать рот или нос платком?»
- «Личные предметы»
- «Где живут микробы и вирусы»
- «Чистота залог здоровья»
- «Береги здоровье» Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде и элементарных способах борьбы.
№ Виды деятельности Пути реализации Задачи
1. Игровая Дидактические игры:
«Угадай на ощупь», «Правила гигиены», «Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Опасно не опасно». Систематизировать представления детей о здоровье, чистоте и здоровом образе жизни
2. Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы
К. И. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит»,
С. Прокофьев «Румяные щеки», Г. Б. Остер «Петька – микроб»., «Приключение микробов», «Сказка о микробах», «Сказка про больные зубы»
Рассматривание иллюстраций журналов, энциклопедий. Развивать способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственные эмоции.
3. Познавательно – исследовательская Опыты : «Что за зверь – плесень?»,
Наблюдения: «Такой разный микроб».
Исследовательская игра : «Чистые руки», «Чих», «Опыт с зеркалом»
Презентация: «Микробы полезные и вредные» Расширять знания детей о свойствах микробов.
4. Совместная деятельность с родителями Подбор литературы для проекта.
Помощь в организации экспериментов.
Совместный с детьми просмотр мультипликационных фильмов «Микробы», «Митя и микробус», «Про бегемота, который боялся прививок», «Про великана Васю», «Микробус», «Королева Зубная щётка» «Фиксики – микробы», «Птичка Тари»
Спортивное мероприятие «Веселые старты» Привлечь родителей к совместной деятельности.
5. Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры, игры – эстафеты, физкультминутки, гимнастика после дневного сна. Прививать любовь к физической культуре и спорту, формировать потребность в ежедневной двигательной активности.
6. Коммуникативная Беседы:
«Почему нужно мыть руки?»
«Полезные и вредные микробы»
«Где живут микробы и вирусы?»
«Чистота залог здоровья»
«Почему, чихая или кашляя, надо закрывать рот или нос платком?»
«Подружись с зубной щеткой» Дать общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо заботиться. Развивать коммуникативные навыки, связную речь.
Третий этап – продукты детской деятельности
Цель: Закреплять представление детей о здоровом образе жизни. Расширять представления о полезных и вредных микробах. Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровых детей.
Этап проекта Мероприятия
Продукты детской деятельности Рисование «Микробы полезные и вредные»
Аппликация «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Полезные витамины»
Игровое мероприятие «Веселые старты»
Предполагаемый результат: по завершению проекта дети усвоили, что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека. Научились применять полученные знания в свободном общении со взрослыми и сверстниками, закрепили правила личной гигиены.
Заключение
В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу. В ходе проекта дети усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защитить, т. е. осознали значимость здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье.