Лаптун Ольга Николаевна
Краткосрочная программа кружка «Пластилинография»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ГОРНЫЙ РУЧЕЕК»
УТВЕРЖДЕНО приказом
МУДО «ООЦ «Горный ручеек»
от 11.08.2021 г. № 83-О
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Пластилинография»
социально-гуманитарной направленности
для детей 4 -7 лет
Разработчик
Лаптун Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования
Принято на заседании
педагогического совета
от 11.08.2021 года
протокол № 1
2021 г.
Публикация «Краткосрочная программа кружка „Пластилинография“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
город Магнитогорск
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи Программы 4
1.3. Содержание Программы 4
1.4. Планируемые результаты 6
2. Комплекс организационно-педагогических условий 6
2.1. Учебный план 6
2.2. Календарный учебный график 7
2.3. Условия реализации Программы 7
2.4. Формы аттестации. Оценочные материалы. 7
2.5. Методические материалы 8
3. Список литературы 8
3.1. Литература для педагога 8
3.2. Литература для детей и родителей 8
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилинография» социально-гуманитарной направленности для детей 4-7 лет (далее Программа) разработана в соответствии с законодательством в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 г. № 467).
Актуальность Программы заключается в том, что в веке технологий мы все меньше уделяем внимание занятиям детей аппликацией, лепкой, рисованием, конструированием, поэтому проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных.
Отличительной особенностью Программы является методика работы с детьми, которая направлена на их всесторонне развитие в процессе пластилинографии. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, что способствует развитию речи.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что пластилинография способствует развитию ручной умелости, сенсомоторики (согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Программа адресована для занятий с детьми 4-7 лет.
Объём программы составляет 6 часов
Форма обучения: очная
Методы обучения:
- наглядный;
- словесный;
- практический;
- сотворчества;
- поисковый;
- игровой;
- творческий.
Тип занятия: комбинированный
Формы проведения занятий:
- интегрированное занятие;
- творческий конкурс;
- беседа;
- рассказ;
- занятие-игра.
Срок освоения Программы : 18 дней
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 мин
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы :
Формирование познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе пластилинографии через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи Программы :
1. Развивать практические навыки работы в технике «пластилинография».
2. Создавать условия для развития творческой активности детей.
3. Воспитывать у детей усидчивость, терпение, самостоятельность, аккуратность, эстетический вкус.
1.3. Содержание Программы
Учебно-тематический план
№ Тема Содержание
1 «Цветы»
Беседа о безопасном обращении с пластилином.
Рассматривание презентации на тему «Цветы»
Создание сюжетной композиции «Цветы».
Освоить навыки работы с пластилином : скатывать длинные колбаски и делить их на равные части,
катать шарики, из них делать цветочки;
первый цветок - методом «приплющивания»;
второй цветок - методом «раздавливания»; третий цветок - методом «жгутика».
2 «Кораблик» Беседа на тему: «Какие бывают кораблики?»
Рассматривание презентации на тему «Кораблики».
Закрепить навыки работы с пластилином : скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части; перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок.
3 «Занятие по замыслу» Научить детей наносить фон способом «пластилинографии».
Развивать композиционное и пространственное восприятие, мелкую моторику рук.
Формировать творческое воображение.
4 «Фрукты на подносе» Познакомить детей с понятием «натюрморт».
Учить отражать в изобразительной деятельности особенности формы и цвета фруктов.
Развивать глазомер и цветовосприятие.
Использовать способ «приплющивания» и «раздавливания».
5 «Самолёт»
Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей.
Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости.
6 Коллективное сотворчество
«Творческая фантазия»
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику «рисования пластилином».
Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать творчество, фантазию.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения Программы у ребёнка будут развиты практические навыки работы в технике «пластилинография»; у ребёнка будет наблюдаться усидчивость, терпение, аккуратность, самостоятельность в продуктивных видах деятельности; сформирован эстетический вкус; созданы условия для развития творческой активности детей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
№ Наименование темы Всего ак. час. В том числе Форма контроля
Теоретическая часть Практические занятия
1 «Цветы»
1 0,3 0,7
2 «Кораблик» 1 0,3 0,7
3 «Занятие по замыслу» 1 0,3 0,7 1
4 «Фрукты на подносе» 1 0,3 0,7
5 «Самолёт»
1 0,3 0,7
6 Коллективное сотворчество
«Творческая фантазия»
1 0,3 0,7 1
ИТОГО: 6 1,8 4,2 2
2.2. Календарный учебный график
Срок реализации Программы 3 недели (зимний период)
2 недели (летний период)
Количество занятий в год 94
Недельная образовательная нагрузка (количество занятий кружка)/Объём недельной образовательной нагрузки (мин) 2 раза в неделю по 1 занятию
продолжительность занятия – 30 мин
Выходные Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством
Российской Федерации
Каникулы с 1 января по 9 января
2.3. Условия реализации Программы
Помещение Оборудование
Комната развития «Пластилинография» Технические средства: ноутбук, проектор, экран.
Материалы для изобразительной деятельности и ручного труда:
- мягкий пластилин стиля «пластилинография»;
- разного вида и текстуры бумага;
- цветной картон;
- природный и бросовый материал;
Дидактический материал:
- картотека игр социально-гуманитарной и художественно-эстетической направленности;
- дидактические игры на магнитных досках;
- схемы.
2.4. Формы аттестации. Оценочные материалы.
- заключительное занятие в форме коллективного творчества;
- выставки детских работ в МУДО «ООЦ «Горный ручеек»;
- составление альбома лучших работ;
- участие в художественно-эстетических конкурсах разного уровня;
- творческий отчет педагога-руководителя кружка на педсовете МУДО «ООЦ «Горный ручеек».
2.5. Методические материалы
Методические рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию творческой личности в процессе художественной деятельности, развитию практических навыков работы в стиле «пластилинографии»; тематические презентации; конспекты занятий; картотека игр художественной направленности.
3. Список литературы
3.1. Литература для педагога
1. Горичева В. С., Нагибина М. И. / Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. / Горичева В. С. - Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Давыдова Г. Н. / Пластилинография - 1,2. / Давыдова Г. Н. – М. : Скрипторий, 2006.
3. Давыдова Г. Н. / Детский дизайн. Пластилинография / Давдова Г. Н. -М. : Скрипторий, 2008.
4. Кард В., Петров С. / Сказки из пластилина / Кард В. - Валери СПб, 1997.
5. Комарова Т. С. / Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Комарова Т. С. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Лыкова И. А. / Я Будущий скульптор. / Лыкова И. А. – М. : Мир книги, 2008.
7. Халезова Н. Б. / Лепка в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. / Халезова Н. Б. - М: Мир книги, 1986.
3.2. Литература для родителей и детей
1. Давыдова Г. Н. / Детский дизайн. Пластилинография / Давыдова Г. Н. - М. : Скрипторий, 2008.
2. Нагибина М. И. / Природные дары для поделок и игры / Нагибина М. И. - Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Петрова И. М. / Объёмная аппликация / Петрова И. М. – Спб. : Детство-пресс, 2002.
4. Шестакова А. В. / Росток: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста / Шестакова А. В. - Челябинск, 1996.